Большемуртинский
район Официальный сайт

Вопрос администрации


Программа поддержки местных инициатив


портал госуслуг



Спрашивали - Отвечаем

В связи с вступлением в силу с 01.01.2017 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ) отвечаем на наиболее часто задаваемые вопросы.

- Подлежат ли государственной регистрации дополнительные соглашения к договорам, обязательства по которым уже исполнены?

В соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора; условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Пунктом 1 статьи 450 ГК РФ установлено, что изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором. Соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное (ст. 452 ГК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 408 ГК РФ надлежащее исполнение прекращает обязательство.

Таким образом, изменение условий договора возможно, в частности, если обязательства по договору сторонами не исполнены.

Так, например, в соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона № 214-ФЗ от 30.12.2004 «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» обязательства застройщика считаются исполненными с момента подписания сторонами передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства.

Следовательно, изменение условий договора участия в долевом строительстве после государственной регистрации права собственности, на основании дополнительного соглашения не допускается.

Также, например, изменение условий договора об отчуждении объекта недвижимости после государственной регистрации перехода права собственности на основании такого договора не допускается.

Вместе с тем, исправление технических (грамматических, арифметических) ошибок, дописок и иных подобных изменений путем заключения дополнительного соглашения является возможным.

- Подлежит ли государственной регистрации договор, составленный в простой письменной форме, если для данного договора в настоящее время установлена нотариальная форма?

Согласно пункту 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Таким образом, в силу статьи 422 ГК РФ соответствие договора закону устанавливается, исходя из закона, действующего на момент его заключения, а не на момент подписания сторонами.

Как установлено пунктом 1 статьи 425 ГК РФ, договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. При этом в силу статьи 433 ГК РФ договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта. Если в соответствии с законом для заключения договора необходима также передача имущества, договор считается заключенным с момента передачи соответствующего имущества (статья 224 ГК РФ).

Следовательно, договор должен соответствовать закону, действующему в момент его заключения, а не на момент его оформления.

При этом целенаправленное указание даты договора, до вступления в силу закона, является действием, направленным на обход закона во избежание нотариального удостоверения данного договора (пункт 3 статьи 10 ГК РФ), что свидетельствует о притворности такой сделки.

- В каких случаях истребуется согласие третьего лица для государственной регистрации прав?

В соответствии с п. 1 ст. 173.1 ГК РФ сделка, совершенная без согласия третьего лица, органа юридического лица или государственного органа либо органа местного самоуправления, необходимость получения которого предусмотрена законом, является оспоримой, если из закона не следует, что она ничтожна или не влечет правовых последствий для лица, управомоченного давать согласие, при отсутствии такого согласия. Она может быть признана недействительной по иску такого лица или иных лиц, указанных в законе.

Следовательно, к ничтожным сделкам, совершаемым без согласия третьего лица, необходимо относить те из них, на ничтожность которых указывает закон. Так, ничтожна сделка, совершенная несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним) (п. 1 ст. 172 ГК РФ).

Таким образом, в случае если сделка, совершаемая без согласия третьего лица, законом отнесена к ничтожным, на государственную регистрацию прав, осуществляемую на основании такой следки, должно быть представлено согласие такого лица.

В иных случаях, исходя из положений п. 1 ст. 173.1 ГК РФ, сделки, совершаемые без согласия третьего лица, необходимо рассматривать в качестве оспоримых.

В соответствии с ч. 5 ст. 38 Федерального закона № 218-ФЗ при осуществлении государственной регистрации сделки или государственной регистрации прав на основании сделки, совершенных без необходимого в силу закона согласия третьего лица, органа юридического лица или государственного органа либо органа местного самоуправления, в случаях, если такие сделки в силу закона не являются ничтожными, необходимо вносить запись в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН). Такая запись вносится одновременно с внесением записи о государственной регистрации прав.

Порядком ведения ЕГРН, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 № 943 (далее – Порядок № 943), предусмотрено, что вышеуказанные сведения не вносятся в отношении нотариально удостоверенных сделок (п. 58).

Следует отметить, что Федеральным законом № 218-ФЗ, а также Порядком № 943, не предусмотрена возможность погашения внесенных в ЕГРН сведений об осуществлении государственной регистрации сделки или государственной регистрации прав на основании сделки, совершенных без необходимого в силу закона согласия третьего лица.

- Возможно ли приостановить государственную регистрацию прав по заявлению одной из сторон договора? А прекратить?

Федеральный закон № 218-ФЗ не содержит требования о необходимости предоставления совместного заявления сторон договора о приостановлении государственной регистрации прав (за исключением случаев, предусмотренных ч.ч. 4, 5 ст. 30 Федерального закона № 218-ФЗ).

Таким образом, заявление о приостановлении государственной регистрации прав может быть подано любой из сторон договора. Вторая сторона сделки вправе представить заявление о возобновлении государственной регистрации прав. Повторное приостановление в заявительном порядке не допускается (ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 218-ФЗ).

Вместе с тем для прекращения государственной регистрации прав с заявлением о прекращении должны обратиться все стороны договора. В ином случае применяются положения п. 41 ч. 1 ст. 26 Федерального закона № 218-ФЗ (о приостановлении государственной регистрации).

- Необходим ли технический план для государственной регистрации права собственности на объект индивидуального жилищного строительства, ранее учтенный в государственном кадастре недвижимости?

В соответствии с ч. 7 ст. 70 Федерального закона № 218-ФЗ до 1 марта 2018 года основаниями для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект индивидуального жилищного строительства являются только технический план и правоустанавливающий документ на земельный участок, если в ЕГРН не зарегистрировано право заявителя на земельный участок.

Таким образом, основанием для государственной регистрации права собственности на объект индивидуального жилищного строительства будут являться:

- либо технический план и правоустанавливающий документ на земельный участок в случае, если право заявителя на соответствующий земельный участок не зарегистрировано в ЕГРН,

- либо только технический план, если право заявителя на соответствующий земельный участок в ЕГРН зарегистрировано.

Согласно ч. 4 ст. 21 Федерального закона № 218-ФЗ технический план представляется в орган регистрации прав в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера.

То есть, технический план должен представляться для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав только в электронном виде. Возможность представления данного документа в бумажном виде Федеральным законом № 218-ФЗ не предусмотрена.

Однако если заявленный объект недвижимости ранее уже был поставлен на государственный кадастровый учет, то должно быть представлено только заявление об осуществлении государственной регистрации прав на данный объект (если право на земельный участок зарегистрировано в ЕГРН).

В соответствии с ч. 10 ст. 40, ч. 7 ст. 70 Федерального закона № 218-ФЗ технический план является основанием не только для осуществления государственного кадастрового учета, но и государственной регистрации прав в отношении вновь созданных (создаваемых) объектов недвижимости.

Вместе с тем, если заявлено о государственной регистрации прав на созданные (создаваемые) объекты недвижимости, в отношении которых ранее осуществлен государственный кадастровый учет, в том числе и не на основании технического плана, правоустанавливающим документом является тот документ, на основании которого осуществлен государственный кадастровый учет.

- Кто должен обращаться с заявлением о государственной регистрации перехода права и права собственности, возникшего на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления либо сделки с органом государственной власти или органом местного самоуправления?

В соответствии с ч. 2 ст. 19 Федерального закона № 218-ФЗ орган в случае, если право, ограничение права или обременение объекта недвижимости возникают на основании акта органа либо сделки с органом в срок не позднее пяти рабочих дней обязан направить в орган регистрации прав заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в отношении соответствующего объекта недвижимости в порядке, установленном ст. 18 Федерального закона № 218-ФЗ.

То есть, в данной норме установлена обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления представлять заявление и прилагаемые к нему документы для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

При этом орган должен представить все необходимые для осуществления государственной регистрации прав документы, в том числе заявления о государственной регистрации перехода права собственности и права собственности приобретателя.

В части 4 ст. 19 Федерального закона № 218-ФЗ закреплено, что за непредставление указанных в настоящей статье документов, органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные уполномоченные лица, указанные в настоящей статье, будут нести ответственность предусмотренную законодательством Российской Федерации.

При этом положения ч. 2 ст. 19 Федерального закона № 218-ФЗ распространяются на любые сделки, заключенные с органом государственной власти или органом местного самоуправления, а не только на сделки, совершенные на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления.

Относительно уплаты государственной пошлины хотелось бы отметить следующее.

Согласно п.п. 1, 8 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога.

В случае исполнения органом обязанности, такой орган, представляя заявление, действует как представитель плательщика, наделенный соответствующими полномочиями законом. Следовательно, обязанность по уплате государственной пошлины возлагается на лицо, в отношении которого совершаются юридически значимые действия.

Начальник
отдела правового обеспечения
Управления Росреестра по Красноярскому краю
Е.А. Кац