Большемуртинский
район Официальный сайт

Вопрос администрации


Программа поддержки местных инициатив


портал госуслуг



Положение о взаимодействии органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Большемуртинского района в организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними\семьями, находящихся в СОП

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о взаимодействии органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Большемуртинского района в организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними\семьями, находящихся в социально-опасном положении (далее – Положение) разработано в соответствии с Федеральным, краевым законодательством и нормативно-правовыми актами Красноярского края, администрации Большемуртинского района.

1.2. Положение разработано в целях обеспечения межведомственного взаимодействия и повышения эффективности работы  в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних  и социального сиротства, создания условий для обеспечения реабилитации семей с детьми, в том числе для своевременного выявления на ранних этапах семейного неблагополучия и определяет основные совместные действия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Большемуртинского района в организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними\семьями, находящихся в социально-опасном положении. В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Большемуртинского района в соответствии со статьей 4 Федерального Закона от 24.06.1999 г. № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

1.3. Положение определяет порядок ведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними\семьями, находящихся в социально-опасном положении, порядок назначения, обязанности и права специалиста органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, ответственного за реабилитацию семьи или несовершеннолетнего, находящегося в социально-опасном положении (далее - куратор случая), координатора и межведомственной группы специалистов, реализующих индивидуальную программу реабилитации (далее - ИПР) семьи (несовершеннолетнего), признанной постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Большемуртинского района (далее - КДНиЗП), находящейся в социально опасном положении (далее - СОП).

1.4. Правовым основанием для начала и ипрекращения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними\семьями, находящихся в СОП, и внесения несовершеннолетних\семей в единый краевой банк данных является постановление КДН и ЗП.

1.5. Управление социальной защиты населения администрации Большемуртинского района осуществляет формирование единого краевого банка данных несовершеннолетних\семей, находящихся в СОП в соответствии с постановлением Совета администрации Красноярского края от 30.04.2004 года № 119-п «Об утверждении порядка создания единого краевого банка данных о несовершеннолетних и их семьях, находящихся в социально опасном положении»

2. Координатор реализации ИПР

-

2.2. Координатор реализации ИПР семьи (несовершеннолетнего) – руководитель (заместитель руководителя) учреждения (органа) – субъекта системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, назначается постановлением КДНиЗП при постановке несовершеннолетних\семей на учет как находящихся в СОП.

2.3. Координатор организует составление ИПР с учетом предложений и ресурсов рабочей группы.

2.4. Предоставляет разработанную межведомственную ИПР на утверждение КДН и ЗП, направляет копию ИПР заинтересованным ведомствам для реализации запланированных мероприятий.

2.5. Организует выполнение мероприятий программы, координирует деятельность рабочей группы по реализации ИПР.

2.6. Собирает, обобщает, анализирует информацию о выполнении мероприятий ИПР, вносит корректировку принимаемых реабилитационных мер, анализирует динамику случая, при необходимости вносит предложения о корректировке ИПР на заседаниях рабочей группы.

2.7. Ежеквартально направляет информацию об исполнении ИПР, предоставляет аналитический материал с выводами и предложениями в КДН и ЗП администрации района на утверждение.

2.8. В случае непредставления информации специалистами рабочей группы
о реализации мероприятий ИПР, невыполнения или ненадлежащего выполнения мероприятий координатор сообщает об этом в КДНиЗП.

3. Межведомственная группа

-

3.1. Межведомственная рабочая группа специалистов, реализующих ИПР (далее – рабочая группа) утверждается постановлением КДНиЗП, состоит из представителей учреждений (органов) системы субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, исходя из индивидуальных особенностей и проблем несовершеннолетних и их семей. Состав рабочей группы указывается в ИПР несовершеннолетнего\семьи. Состав рабочей группы может меняться с учетом изменения ситуации в семьях СОП.

3.2. Целью рабочей группы является определение первоначального и динамического статуса несовершеннолетнего\семьи, разработка и реализация ИПР, анализ реализации Ипр.

3.3. Основными задачами рабочей группы являются:

  • Диагностика индивидуальных особенностей, проблем и ресурсов (внутренних и внешних) несовершеннолетнего\семьи;
  • Объединение и систематизация информации о несовершеннолетнем\семье, которой владеют специалисты субъектов системы профилактики на момент постановки на учет;
  • Определение статуса ребенка и его семьи, их проблемных зон, ресурсов, интересов, возможностей;
  • Разработка индивидуального маршрута психолого-педагогического, правового и социально-экономического сопровождения несовершеннолетнего\семьи, способствующего выходу из СОП;
  • Выбор содержания и форм, определение сроков и лиц, ответственных за реализацию мероприятий ИПР;
  • Распределение обязанностей в соответствии с компетенцией субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по участию в реализации ИПР несовершеннолетнего\семьи;
  • Обеспечение своевременной реализации конкретных мероприятий ИПР;
  • Определение планируемого результата, способа оценки, фактического результата реализации ИПР;
  • Осуществление анализа реализуемой ИПР;
  • Содействие несовершеннолетнему\семье в реализации, защите и восстановлении прав и законных интересов.

3.4. Организация работы рабочей группы.

3.4.1. Заседания рабочей группы проходят не реже одного раза в месяц ( в исключительных случаях, по разрешению проблемы, требующей срочного коллегиального решения, экстренно).

3.4.2. Итогом заседания группы является:

  • План первоочередных мероприятий работы по защите прав несовершеннолетнего\семьи;
  • Проект ИПР;
  • Анализ реализации мероприятий ИПР;
  • Предложения в корректировку ИПР,

3.4.3. Итоги заседаний рабочей группы оформляются координатором в аналитический отчет по реализации ИПР и направляются в КДН и ЗП ежеквартально.

3.4.4. В заседании рабочей группы может принимать участие несовершеннолетний и (или) родитель, законный представитель несовершеннолетнего.

3.4.5. в случаях необходимости заседания рабочей группы в семье проводятся по месту жительства.

3.5. Члены рабочей группы несут ответственность за:

  • Соблюдение принципов индивидуального подхода при разработке и реализации ИПР с привлечением максимально необходимого комплекса ресурсов субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • Согласованность действий субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при реализации ИПР;
  • Разработку и реализацию в полном объеме и в установленные сроки мероприятий ИПР;
  • Соответствие разработанной ИПР действующему законодательству.

3.6. Члены рабочей группы имеют право:

  • Вносить предложения, дополнения, изменения в ИПР;
  • Инициировать снятие несовершеннолетнего\семьи с учета, переведение на менее жесткий контроль;
  • Вносить предложения по изменению состава рабочей группы;
  • Вносить предложения по замене куратора;
  • Готовить рабочие материалы и предложения по совершенствования деятельности рабочей группы.

4. Куратор случая

-

4.1. Куратор случая (далее – куратор) – специалист, сопровождающий несовершеннолетнего\семью с целью вывода его из СОП.

4.2. Куратор закрепляется за несовершеннолетним\семьей постановлением КДН и ЗП при постановке его на учет, как находящегося в СОП, на весь период индивидуально-профилактической работы из числа специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, исходя из специфики проблемы несовершеннолетнего\семьи.

4.3. Куратор случая осуществляет деятельность с несовершеннолетними и их семьями, находящимися в СОП, в рамках основной деятельности, предусмотренной должностной инструкцией, в части осуществления индивидуальной профилактической работы.

4.4. В своей деятельности куратор межведомственной группы специалистов руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка, Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», законом Красноярского края от 31.10.2002 № 4-608 «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Положением «Об организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, находящимися в обстановке, предоставляющей угрозу их жизни и здоровья в Красноярском крае», утвержденным решением КДНиЗП при Совете администрации Красноярского края от 07.04.2009 № 2, распоряжениями, решениями муниципальной КДНиЗП, настоящим положением и другими нормативными правовыми актами.

4.5. Куратор случая должен знать основы социальной политики, общей и социальной педагогики, социальной, возрастной и детской психологии; должен обладать знаниями, умениями, навыками и опытом, необходимыми для организации межведомственного взаимодействия при комплексном осуществлении деятельности по ведению случая.

4.6. Куратор взаимодействует со специалистами всех органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и социальным окружение несовершеннолетнего\семьи.

4.7. Замена куратора может осуществляться в следующих случаях:

  • По ходатайству координатора, если куратор не пользуется авторитетом, слабо организует свою работу;
  • По ходатайству самого куратора в случае обоснования своего ходатайства;
  • По просьбе несовершеннолетнего и (или) его семьи;
  • При изменении специфики проблем подопечных.

4.8. Куратор осуществляет следующую деятельность:

  • Знакомит семью и несовершеннолетнего с постановлением КДН и ЗП о постановке на учет, как находящихся в СОП, с составом рабочей группы и содержанием ИПР;
  • Осуществляет конструктивное взаимодействие с семьей, направляет усилия на создание благоприятного климата во внутрисемейных отношениях;
  • Осуществляет патронаж семьи: посещает по месту жительства не реже одного раза в месяц (если ситуация не требует чаще), проводит профилактические беседы, дает рекомендации по разрешению трудной жизненной ситуации;
  • Организует комплексную помощь семье и несовершеннолетнему
    в соответствии с программой ИПР;
  • Проводит постоянный мониторинг ситуации в семье;
  • Способствует занятости несовершеннолетнего;
  • Содействует выявлению, диагностике и развитию ресурсов несовершеннолетнего\семьи, которые могут способствовать разрешению трудной жизненной ситуации.
  • Своевременно извещает координатора о ситуациях, требующих немедленного вмешательства со стороны органов и учреждений системы профилактики.
  • Формирует промежуточный анализ о реализации этапов реабилитации согласно ИПР и направляет его координатору;
  • Направляет предложения в проекты ИПР и информацию о реализации мероприятий ИПР семей (несовершеннолетних), кураторами случая которых назначены другие члены рабочей группы специалистов в соответствии с установленными сроками.

4.9. Куратор контролирует:

  • выполнение обязательств семьи;
  • выполнение специалистами рабочей группы мероприятий ИПР.

4.10. Принципы работы куратора случая:

  • профессиональная компетентность;
  • соблюдение прав и законных интересов детей;
  • безоценочное отношение к членам семьи и к семье в целом;
  • приоритет интересов клиента и добровольность получения услуг;
  • разделение ответственности между всеми членами межведомственной группы;
  • конфиденциальность информации о клиенте;
  • последовательность и преемственность в соблюдении этапов оказания помощи;
  • полноценное использование общественных ресурсов и минимизация затрат;
  • постоянная оценка качества эффективности междисциплинарной и межведомственной помощи.

4.11. Куратор случая имеет право в пределах своей компетентности:

  • Участвовать в работе рабочей группы специалистов, вносить предложения, направленные на дальнейшее повышение качества реализации мероприятий ИПР семьи (несовершеннолетнего), закреплённой за ним, и семей несовершеннолетних, закрепленных за другими кураторами случая.
  • Устанавливать при необходимости контакт с любым представителем учреждений и ведомств системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с целью защиты интересов и прав несовершеннолетнего.
  • Принимать участие во всех мероприятиях, проводимых в рамках ИПР несовершеннолетнего и семьи.
  • Обеспечивать соблюдение норм и требований профессиональной этики, выполнение принятых планов, программ, мероприятий от специалистов, задействованных в реализации ИПР.
  • Повышать свою квалификацию.
  • На обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения обязанностей.
  • На ознакомление с настоящим Положением и иными документами, определяющими его права и обязанности, критериями оценки эффективного исполнения обязанностей, показателями результативности деятельности.

4.12. Куратор случая несет ответственность за неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящим положением, в соответствии с действующим законодательством.

5. Организация индивидуальной профилактической работы

-

5.1. При получении информации о несовершеннолетнем и ситуации в семье КДН и ЗП незамедлительно информирует органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в письменной форме о выявлении факта неблагополучия и поручает:

В течение 3-х дней с даты поступления информации в обязательном порядке провести первичное обследование условий жизни несовершеннолетнего\семьи и предоставить в КДН и ЗП всю имеющуюся информацию о несовершеннолетнем\семье, а также предложения в ИПР, с указанием кандидатуры в рабочую группу.

5.2. Полученная информация о несовершеннолетнем\семье обсуждается на очередном заседании КДН и ЗП. Если собранные сведения указывают на то, что несовершеннолетний\семья относятся к категории, находящейся в СОП, принимается постановление КДН и ЗП «О выявлении и постановке на учет, проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним\семьёй, находящимися в СОП».

5.3. Копии постановления (в письменном виде) направляются в органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в течение 3-х дней с момента принятия постановления.

5.4. Специалисты рабочей группы в течение 5 дней после постановки несовершеннолетнего и его семьи на учет, как находящихся в СОП, направляют координатору предложения по формированию ИПР (первичная диагностика, мероприятия первого этапа реабилитации, включая задачи и ожидаемые результаты работы с семьей).

5.5. Координатор организует составление ИПР с учетом предложений и ресурсов рабочей группы и в 10-дневный срок предоставляет проект ИПР на утверждение КДН и ЗП.

5.6. ИПР составляется не менее чем на 6 месяцев.

5.7. После утверждения комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав координатор направляет копию ИПР всем членам рабочей группы и заинтересованным ведомствам

6. Подведение итогов реализации мероприятий ИПР

-

6.1. Ежемесячно (к 20 числу каждого месяца) члены рабочей группы направляют координатору информацию об исполнении мероприятий ИПР и предложения по их корректировки (при необходимости).

6.2. Итоги реализации мероприятий ИПР подводятся ежеквартально (если ситуация в семье не требует чаще) на заседании рабочей группы.

6.3. Координатор готовит общий отчет реализации ИПР и направляет в КДН и ЗП.

6.4. На основании общего анализа о результатах выполнения ИПР несовершеннолетнего\семьи, находящегося в СОП, на заседании КДН и ЗП выносится одно из решений:

Снять несовершеннолетнего\семью с учета в едином краевом банке данных семей, находящихся в СОП.

Снять несовершеннолетнего\семью с учета в едином краевом банке данных семей, находящихся в СОП, и передать на патронаж одного из субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Оставить несовершеннолетнего\семью на учете и продолжить реализацию ИПР (при необходимости с внесением корректировки).

7. Оценка эффективности и результативности реализации ИПР

-

6.1. Результативность реализации ИПР определяется на основании следующих показателей:

6.1.1. Общий показатель результативности реализации Программы ИПР для несовершеннолетнего — стабилизация психофизического состояния несовершеннолетнего, снятие стрессов, агрессий, фобий, подавленности, вовлечение в социально значимые виды деятельности, положительное отношение к учебной деятельности и труду, позитивная оценка жизни, положительное социальное окружение, повышение статуса в различных социальных группах.

Инструментарий оценки:

  • первичная и вторичная диагностика (методы диагностики: тестирование, наблюдение, беседа и др.);
  • сравнительный анализ документации и информации о положении несовершеннолетнего в семье до начала регулярной работы, на каждом из этапов и в конце работы с несовершеннолетним и семьей;
  • сравнение поставленных целей и задач и достигнутых результатов при работе с несовершеннолетним и семьей;
  • беседа с несовершеннолетним, членами его семьи и социальным окружением (самоощущение членов семьи на момент оценки результатов – можно разработать бланк анкеты).

6.1.2. Общий показатель результативности реализации Программы ИПР для семьи — снижение в семьях риска жестокого обращения с несовершеннолетними, фактов, подтверждающих ненадлежащее исполнение родительских обязанностей по воспитанию и содержанию несовершеннолетних, включая пренебрежение их нуждами и проблемами, в целом, положительная динамика социального развития семьи, стабилизация взаимоотношений между ее членами.

Инструментарий оценки:

  • сравнительный анализ документации социального паспорта;
  • сравнительный анализ количества привлечения к административной и (или) уголовной ответственности родителей (лиц их заменяющих) за неисполнение или ненадлежащее исполнение родительских обязанностей;
  • беседа с несовершеннолетним, членами его семьи и социальным окружением (самоощущение членов семьи на момент оценки результатов – можно разработать бланк анкеты).

6.1.3. Частные критерии оценки реализации Программы ИПР— отказ родителей от вредных привычек, трудоустройство (или наличие стабильного дохода), посещение несовершеннолетними и родителями образовательного учреждения, организация досуга несовершеннолетнего, отсутствие в течение
6 месяцев фактов, подтверждающих антиобщественное поведение несовершеннолетнего, наличие у несовершеннолетнего необходимой сезонной одежды и обуви в соответствии с возрастом, наличие продуктов питания по месту жительства, удовлетворительное состояние материально-бытовых условий семьи. Выявление, активизация и использование сильных сторон семьи и имеющихся ресурсов, позволяющих улучшить уровень функциональности семьи.

Инструментарий оценки:

  • сравнительный анализ актов обследования условий жизни несовершеннолетнего и его семьи;
  • беседа с несовершеннолетним, членами его семьи и социальным окружением (самоощущение членов семьи на момент оценки результатов – можно разработать бланк анкеты).
  • сравнительный анализ количества привлечения несовершеннолетних к административной и (или) уголовной ответственности за совершение правонарушения и (или) преступления.

6.1.4. Косвенные критерии оценки реализации Программы ИПР —эффективность взаимодействия между специалистами субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, своевременная передача информации между специалистами, регулярное проведение заседаний межведомственной рабочей группы и проверок реализации Программы ИПР; эмоциональное состояния специалистов, работающих с несовершеннолетними и их семьями; своевременная разработка и утверждение Программ ИПР для каждого несовершеннолетнего или семьи, адекватность целей, задач и сроков их достижения существующим проблемам несовершеннолетнего и его семьи, использование в Программе ИПР максимально возможных ресурсов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, исходя из потребностей и проблем несовершеннолетнего и его семьи; применение современных технологий.

Инструментарий оценки:

  • анализ сроков предоставления отчетной документации координатору субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • анализ своевременности исполнения мероприятий Программы ИПР;
  • анализ исполнения субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних настоящего Положения;
  • мониторинг психологического здоровья специалистов (супервизия, совещания, «круглые столы») и их мотивации к работе.

6.2. Оценку эффективности деятельности куратора случая осуществляет координатор и рабочая группа.

6.3. Оценка эффективности и результативности реализации Программ ИПР утверждается постановлением КДН и ЗП с указанием наиболее значимого результата и проблемных моментов в межведомственной работе.

6.4. Копии постановлений (в письменном виде) направляются в субъекты системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, участвующие в реализации Программы ИПР, в течение 3-х дней с момента принятия постановления.