Примечание: Данный Порядок включает в себя основные положения 2-х Порядков межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:
в работе с подростками, осужденными к наказаниям и иным мерам уголовно-правового характера, не связанным с лишением свободы; несовершеннолетними, вернувшимися из воспитательных колоний, специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа; с ювенальными составами судов в Красноярском крае.
Цель межведомственного взаимодействия: реализовать восстановительное правосудие в отношении несовершеннолетнего, как оказавшегося в конфликте с законом, так и потерпевшего несовершеннолетнего от преступных деяний и их реабилитацию. Обеспечить интеграцию действий органов и учреждений системы профилактики, ювенальных составов судов, направленных на социальную реабилитацию несовершеннолетних, потерпевших от преступных деяний и социализацию (ресоциализацию) несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом.
(Задачи) Направления межведомственной деятельности:
1. Защита и восстановление нарушенных прав несовершеннолетнего, оказавшегося в конфликте с законом, и потерпевшего несовершеннолетнего от преступных деяний.
2. Осуществление правовой и социально-психологической поддержки несовершеннолетнего, оказавшегося в конфликте с законом и потерпевшего несовершеннолетнего от преступных деяний.
3. Нахождение и вынесение оптимального решения (приговора) в отношении несовершеннолетнего, оказавшегося в конфликте с законом, на основании выявления и учета всех причин и условий, приведших к правонарушению и особенностей личности правонарушителя (другой вариант: на основе максимально индивидуального подхода к исследованию обстоятельств совершенного деяния, соизмеримых как с особенностями их личности, так и с обстоятельствами совершенного деяния, способствующих предупреждению противозаконных действий и преступлений среди несовершеннолетних, обеспечивающих их ресоциализацию)
4. Реализация мер воздействия, направленных на реабилитацию, коррекцию и ресоциализацию несовершеннолетнего, оказавшегося в конфликте с законом, в том числе применение примирительных (восстановительных) технологий.
I. Досудебная и судебная стадии сопровождения несовершеннолетнего:
Задачи субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:
1. Защита и восстановление нарушенных прав, оказание социально-психологической помощи несовершеннолетнему, потерпевшему от преступных деяний.
2. Обеспечение социально-психологического сопровождения несовершеннолетнего, оказавшегося в конфликте с законом, в процессе следствия и судопроизводства с целью защиты его прав и законных интересов, ресоциализации.
Субъекты профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних |
Действия в рамках своих полномочий |
Рекомендуемые ювенальные технологии |
Сроки исполнения |
---|---|---|---|
Органы внутренних дел Красноярского края (отделы следствия, дознания, по делам несовершеннолетних) (далее - ОВД) |
1. Направляют в КДНиЗП, образовательное учреждение информацию о несовершеннолетних, подозреваемых в совершении преступления (при наличии возбужденного уголовного дела и соответствующем процессуальном статусе), в том числе по материалам (делам) частного обвинения, направляемым в мировой суд; о потерпевших несовершеннолетних (по уголовным делам, общественно-опасным деяниям). Запрашивают из субъектов системы профилактики характеризующий материал, информацию о проделанной работе, если несовершеннолетние состояли на учетах. 2. Предоставляют характеризующий материал и необходимую информацию для «Карты социального сопровождения несовершеннолетнего правонарушителя»*. Заполняют в случае помещения несовершеннолетнего в СИЗО раздел 2 Формы «Карты социального сопровождения несовершеннолетнего правонарушителя». 3. В рамках своей компетенции проводят мероприятия по предупреждению противоправных деяний. 4. Содействуют специалистам социально-психологического сопровождения несовершеннолетних (далее-СПС), органам и учреждениям субъектов системы профилактики в реализации программы реабилитации и адаптации несовершеннолетнего. |
Технологии информационного обмена с сохранением конфиденциальности информации |
Письменно в течение 3 дней. В случае совершения резонансного, особо тяжкого преступления в телефонном режиме в течение суток В течение всего этапа работы |
КДНиЗП (координатор взаимодействия с ювенальными судами) |
1. Фиксирует информацию ОВД или прокуратуры о факте возбуждения уголовного дела на несовершеннолетнего и о потерпевшем несовершеннолетнем в журналах учета поступившей информации. 2. Организует СПС, разработку и реализацию ИПР несовершеннолетнего, оказавшегося в конфликте с законом, для этого: 2.1.Готовит и принимает решение о: постановке на учет (в случае необходимости), обеспечении СПС в ходе следствия и судопроизводства, о проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним, оказавшимся в конфликте с законом, и потерпевшим несовершеннолетним по ИПР, проведении примирительных процедур на основе программы примирения. 2.2. С учетом предложений органов и учреждений системы профилактики утверждает состав межведомственной рабочей группы специалистов и ее координатора (кейс-менеджера), которые обеспечивают СПС, разработку ИПР несовершеннолетнего, оказавшегося в конфликте с законом, и ее реализацию (согласно Примерному порядку межведомственного взаимодействия субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по выявлению, учету, организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и их семьями, находящимися в социально опасном положении**) 2.3. Организует и содействует проведению примирительных процедур на основе программы примирения между обвиняемым несовершеннолетним и потерпевшим. 2.4. Для обеспечения взаимодействия группы специалистов, осуществляющих СПС, направляет в суд (ювенальному судье, ведущему дело) и в ОВД (сотрудникам, ведущим следствие по факту преступного деяния) выписку из своего решения о закрепленных специалистах, обеспечивающих СПС несовершеннолетнего, оказавшегося в конфликте с законом, в ходе следствия и судопроизводства. 3. Организует реализацию специалистами органов и учреждений системы профилактики мер по защите, восстановлению нарушенных прав и реабилитации потерпевшего несовершеннолетнего, в том числе с использованием процедур примирения с правонарушителем. 4. Осуществляет во взаимодействии с координаторами рабочих групп, обеспечивающих СПС, сотрудниками ОВД, ювенальными судьями анализ эффективности реализации СПС несовершеннолетних оказавшимся в конфликте с законом, на этапе следствия и судопроизводства. 5. Разрабатывает и утверждает документы, определяющие статус, функции кейс-менеджера (куратора случая). |
Технологии информационного обмена с сохранением конфиденциальности информации Кейс-менеджмент СПС Технологии примирения |
В день поступления информации в течение 3-х дней Согласно срокам, указанным в Порядке в течение 3-х дней после принятия решения в течение 1-х суток после поступления информации |
Органы и учреждения образования, социальной защиты населения, здравоохранения, по делам молодежи, работающие с несовершеннолетними, проживающими на территории муниципального образования, Ювенальные службы, действующие на территории муниципального образования |
1. В соответствие со своей компетенцией: 1.1. Определяют в состав рабочей группы кандидатуры специалистов, обеспечивающих: социально-психологическое сопровождение несовершеннолетнего во время этапа проведения следствия и судопроизводства; сопровождающих несовершеннолетнего во время следственных мероприятий, если он не достиг возраста 16 лет; разработку и реализацию ИПР несовершеннолетнего, оказавшегося в конфликте с законом, и потерпевшего несовершеннолетнего. 1.2. Вносят в КДНиЗП предложения по кандидатуре координатора (кейс-менеджера или куратора случая) и учреждениям, на базе которых будут проводиться реабилитационные мероприятия. 1.3. Содействуют назначенному координатору и рабочей группе в обеспечении СПС и выполнении мероприятий ИПР. 1.4. Обеспечивают методическое сопровождение работы с несовершеннолетними, оказавшимися в конфликте с законом, и потерпевшими несовершеннолетними. 2. В лице кейс-менеджера и специалистов рабочей группы на досудебной стадии осуществляют: 2.1. Сбор информации необходимой для заполнения Раздела 1 Формы «Карты социального сопровождения несовершеннолетнего правонарушителя». 2.2. Оценку рисков и потребностей несовершеннолетнего (ОРП), выработки необходимых рекомендаций для следователей и суда. 2.3. Разработку и реализацию ИПР на период следствия и судебного разбирательства. 2.4. Подготовку досудебного доклада о реализации ИПР. (основные формы совместной работы группы специалистов– конференция и консилиум специалистов) 3. В лице психолога, педагога на судебной стадии: 3.1. Содействуют суду в установлении психологического контакта с допрашиваемым. 3.2. Содействуют суду в правильной оценке его поведения и показаний. 3.3. Оберегают психическое здоровье подростка от возможного травмирования необычной для него ситуацией. 3.4. Излагают свое мнение об эффективных мерах исправления несовершеннолетнего. 3. Разрабатывают и обеспечивают реализацию специалистами органов и учреждений системы профилактики мер по защите, восстановлению нарушенных прав и реабилитации потерпевшего несовершеннолетнего, в том числе в рамках программы примирения между правонарушителем и потерпевшим. 4. Предоставляют в КДНиЗП в муниципальном образовании информацию о результатах работы с несовершеннолетним, оказавшимся в конфликте с законом, и потерпевшим несовершеннолетним |
Технологии информационного обмена с сохранением конфиденциальности информации Кейс-менеджмент Метод оценки рисков и возможностей СПСН Технологии примирения Технология гражданского образования Технология духовно-нравственного воспитания |
|
Ювенальные составы судов |
1. Суды рассматривают уголовные дела по существу в отношении несовершеннолетних, обвиняемых в совершении преступления. 2. При рассмотрении уголовного дела суд исследует сведения о личности н/л, которые содержатся в характеризующих материалах и карте СПС (карта СПС должна составляться на стадии предварительного расследования). Подлежат установлению (ст.421 ч.1,п.2) условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития и иные особенности его личности. 3. Краевой суд проводит обобщение судебной практики рассмотрения судами края уголовных дел в отношении несовершеннолетних, направляет результаты и предложения в Краевую КДНиЗП . |
II. Постсудебная стадия
Задача субъектов профилактики: Контроль за исполнением осужденным несовершеннолетним наказания, вынесенного судом, осуществление мер воспитательного воздействия и реализация индивидуальной программы реабилитации и адаптации несовершеннолетнего правонарушителя (далее – ИПР)
1. В случае приговоров, не связанных с лишением свободы:
Субъекты профилактики в муниципальном образовании |
Действия в рамках своих полномочий |
Рекомендуемые ювенальные технологии |
Сроки исполнения |
---|---|---|---|
Ювенальные составы судов |
Направляют решение суда в отношении несовершеннолетнего, совершившего преступление, в КДНиЗП для проведения ИПР |
||
КДНиЗП, |
1. Организуют и контролируют ИПР согласно Порядку межведомственного взаимодействия 2. Организует ведение банка реабилитационных программ для несовершеннолетних группы риска на базе учреждения системы профилактики, определенного в качестве координационного, ресурсно-методического центра, а также проведение конференций специалистов, 3. Направляет в УИИ по результатам ИПР с учетом предложений (ходатайства) кейс-менеджера: об отмене условного осуждения и снятия судимости в отношении условно осужденных несовершеннолетних, доказавших свое исправление, либо продлении испытательного срока, либо возложении дополнительных обязанностей в отношении условно осужденных несовершеннолетних, нарушающих порядок и условия отбывания наказания, либо неисполняющих обязанности, возложенных приговором суда. |
||
Органы и учреждения системы профилактики, Ювенальные службы |
1. В лице кейс-менеджера и специалистов рабочей группы осуществляют: Разработку и реализацию ИПР с учетом судебного решения, Оформление результатов работы в соответствии с Разделом 3 Формы «Карты социального сопровождения несовершеннолетнего правонарушителя». (основные формы совместной работы группы специалистов– конференция и консилиум специалистов) |
Технологии «ювенальная пробация» Кейс-менеджмент Технологии примирения |
|
ОВД по краю |
Контролируют исполнение несовершеннолетними обязанностей и ограничений, возложенных судебным решением; информируют органы исполнения наказания, КДН и ЗП о выявленных нарушениях. |
технологии «ювенальная пробация» (или служба «уголовной опеки» |
письменно в течение 3-х дней |
Уголовно-исполнительная инспекция по краю |
Осуществляет контроль с участием служб ОВД за соблюдением условно осужденным несовершеннолетним общественного порядка, исполнением им возложенных судом обязанностей, исполняют наказания, не связанные с лишением свободы в соответствии с УИК РФ. Выходят в суд с представлениями об отмене условного осуждения и снятия судимости в отношении условно осужденных несовершеннолетних, доказавших свое исправление. Выходят в суд с представлениями о замене действующего наказания лишением свободы, отмене условного осуждения и исполнения наказания по приговору суда, продлении испытательного срока либо возложении дополнительных обязанностей в отношении условно осужденных несовершеннолетних, нарушающих порядок и условия отбывания наказания либо неисполняющих обязанности, возложенных приговором суда. Участвует в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе по программе реабилитации и адаптации с условно осужденным несовершеннолетним |
технологии «ювенальная пробация» (или служба «уголовной опеки» |
2. При отбывании срока лишения свободы в воспитательной колонии
Субъекты профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних |
Действия в рамках своих полномочий |
Рекомендуемые ювенальные технологии |
Сроки исполнения |
---|---|---|---|
КДНиЗП |
1. Направляет КСС несовершеннолетнего и весь необходимый материал в КВК и воспитательные учреждения закрытого типа для продолжения реабилитационной работы с несовершеннолетним 2. Организуют и контролируют подготовительную работу для принятия несовершеннолетнего на сопровождение после возвращения из ВК, направленную на устранение причин и условий совершения повторных правонарушений, в том числе: (как вариант) · поручает органу опеки и попечительства, ОДН ГУВД, СРЦН проведение обследования социальной ситуации несовершеннолетнего (возможности жизнеустройства, образования, организации досуга, восстановления документов, реабилитации ближайшего окружения несовершеннолетнего); · организует предварительную встречу с родителями несовершеннолетнего для выяснения ситуации в семье и планах по устройству несовершеннолетнего. В случае необходимости направляет родителей на консультацию к психологу, юристу, наркологу и другим специалистам органов и учреждений системы профилактики; · организует, при необходимости, встречу, специалистов органа опеки и попечительства, УСЗН, родителей с несовершеннолетним в воспитательной колонии |
||
Воспитательная колония |
1. Принятие несовершеннолетнего на сопровождение. 2. Разработка и реализация ИПР с учетом КСС и промежуточных результатов реабилитационной работы 3. Оформление результатов работы в соответствии с Разделом 4 Формы «Карты социального сопровождения несовершеннолетнего правонарушителя». 4. Предоставляют суду характеризующие материалы на несовершеннолетнего осужденного, принимают участие в судебном заседании и высказывают позицию администрации о целесообразности применения УДО. |
Технологии «ювенальная пробация» |
3. В постпенитенциарный период
Субъекты профилактики в муниципальном образовании |
Действия в рамках своих полномочий |
Рекомендуемые ювенальные технологии |
Сроки исполнения |
---|---|---|---|
Воспитательные колонии, воспитательные учреждения закрытого типа |
1. Информируют КДНиЗП, ОСЗН, ЦЗ о сроках возвращения несовершеннолетнего 2. Направляют КСС несовершеннолетнего и весь необходимый материал о результатах реабилитации несовершеннолетнего в КДНиЗП для продолжения социально-реабилитационной работы с несовершеннолетним по месту его жительства 3. Осуществляет доставку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 16 до 18 лет в социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних (далее СРЦН) |
за 6 месяцев до освобождения в день освобождения |
|
КДНиЗП |
1. Организует принятие несовершеннолетнего на сопровождение. 2. Организует и контролируют ИПР согласно Порядку межведомственного взаимодействия** 3. Организует ведение банка реабилитационных программ для несовершеннолетних группы риска на базе учреждения системы профилактики, определенного в качестве координационного, ресурсно-методического центра, а также проведение конференций специалистов, |
||
Органы и учреждения социального обслуживания по работе с семьей и детьми |
1. Разрабатывает проект комплексной ИПР несовершеннолетнего с учетом планов мероприятий органов и учреждений системы профилактики и выносит на обсуждение и утверждение на заседание комиссии. 2. Передает проект комплексной ИПР на утверждение в КДН и ЗП; 3. Проводит необходимые мероприятия по реабилитации несовершеннолетнего и его семьи, осуществляет социальный патронаж 4. Обеспечивает временное проживание, социальную помощь и реабилитацию несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (законных представителей). 5. Оказывает помощь в оформлении документов на получение несовершеннолетним и его семье мер социальной поддержки и материальной помощи, предусмотренных законодательством. 6. Оказывает психолого-социальную помощь несовершеннолетнему, направленную на предупреждение и коррекцию возможных нарушений в развитии личности. 7. Содействует несовершеннолетнему в жизнеустройстве, трудоустройстве, профессиональной ориентации, получении образования и медицинской помощи. 8. Направляет куратору комплексной ИПР (куратору случая) информацию (отчеты) о реализации комплексной ИПР, вносит предложения по ее корректировки. При назначении СРЦН куратором реализации комплексной ИПР (куратором случая), получает информации специалистов других субъектов профилактики о выполнении мероприятий комплексной программы ИПР. Готовит материалы для КДН и ЗП, в том числе о вынесении представления в отношении ведомств, которые не выполняют в срок мероприятия комплексной ИПР. |
Технологии «ювенальная пробация» Кейс-менеджмент Технологии примирения |
В день вынесения решения КДН и ЗП В течение 7 дней со дня возвращения В сроки, указанные в ИПР По мере необходимости По мере необходимости Со дня возвращения Со дня возвращения Ежемесячно |
Органы и учреждения образования |
1. Зачисляет несовершеннолетнего в образовательное учреждение, в соответствии с уровнем образования; 2. Составляет индивидуальный план воспитательной работы и внеурочной (досуговой) полезной занятости несовершеннолетнего; 3. Направляет в КДН и ЗП и ОДН ГУВД представления на несовершеннолетнего и его родителей в случае ненадлежащего обучения и воспитания подростка 4. Оказывает психолого – педагогическую помощь несовершеннолетнему |
В день обращения В течение 7 дней со дня возвращения По мере необходимости С момента возвращения |
|
Органы опеки и попечительства |
Организуют жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вернувшихся из воспитательной колонии |
в течение 1-3 месяцев со дня освобождения |
|
Органы и учреждения здравоохранения |
Проводят обследование состояния здоровья несовершеннолетнего, вернувшегося из воспитательной колонии. |
не позднее 1 месяца со дня возвращения |
Дополнения к порядку
Правовая основа деятельности в отношении несовершеннолетних:
1. Международные правовые нормы:
-
Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.),
-
Конвенция о правах ребенка (1989 г.),
-
Минимальные стандартные правил Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила, 1985 г.),
-
Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы, 1990 г.),
-
Рекомендации № Rec (2003) 20 Комитета Министров Совета Европы государствам-членам о новых подходах к преступности среди несовершеннолетних и о значении правосудия по делам несовершеннолетних.
2. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации
4. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.02.2011 № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних»
5. Закон края от 31.10.2002 № 4-608 «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
6. Межведомственные регламенты:
«Примерный порядок межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по выявлению, учету, организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и их семьями, находящимися в социально опасном положении» (утвержден с внесенными изменениями решением от 04.12.2009 № 6);
«Порядок межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в работе с условно осужденными подростками; несовершеннолетними, вернувшимися из ВК и СУВУЗТ (с внесенными изменениями утвержден постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Совете администрации Красноярского края от 29.03.2007 № 2)
Используемые понятия (термины):
Восстановительное правосудие – правосудие в отношении несовершеннолетних, которое строится на:
1. Учете индивидуальных особенностей и причин совершения преступления несовершеннолетним и попытке повлиять на устранение этих причин.
2. Осознании самим преступником того, что он совершил. Восстановительное правосудие ставит совершившего преступление в другой режим понимания ситуации. Он должен понимать, что его поведение – не норма.
3. На оказании помощи несовершеннолетнему для выхода из ситуации – консультативную, психологическую, организационную, финансовую. Восстановительное правосудие позволяет более тесно выстраивать отношения тех или иных структур.
Ювенальные технологии – это выработанные отечественной и мировой практикой специальные правила, приемы, методы и меры социально-реабилитационного и воспитательно-корректирующего воздействия на несовершеннолетних, попавших в сферу деятельности правосудия в отношении несовершеннолетних (ювенальной юстиции) и нуждающихся в защите своих прав и интересов, в возвращении в норму взросления.
Базовые ювенальные технологии в работе с несовершеннолетними, оказавшимися в конфликте с законом:
-
Технологии ювенальной пробации
-
Метод оценки рисков и возможностей
-
Кейс-менеджмент
-
Медиация (технологии примирения)
«Ювенальная пробация» - система социальной реабилитации несовершеннолетних, совершивших уголовно-наказуемые деяния.
«Кейс-менеджмент» - методика непрерывного индивидуального сопровождения несовершеннолетних, совершивших асоциальные проступки, правонарушения и преступления. Кейс-менеджмент:
- это работа со случаем («кейс» - «случай»),
- это совокупность выстроенных в определенной последовательности методов и действий (обобщение информации; привлечение всех людей и поставщиков услуг; управление процессом), направленных на снижение риска совершения повторного правонарушения/преступления.
Медиация — одна из технологий альтернативного урегулирования споров с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны — медиатора, который помогает сторонам выработать определенное соглашение по спору, при этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения по урегулированию спора и условия его разрешения. Имеет определенные условия и правила ведения, очередность действий, фаз, а также основывается на следующих принципах:
-
добровольность,
-
конфиденциальность,
-
взаимоуважение,
-
равноправие сторон,
-
нейтральность и беспристрастность медиатора,
-
прозрачность процедуры.