I. Общие положения
1.1. Настоящий Регламент проведения социального расследования (диагностики) нарушений прав детей, организации учета несовершеннолетних и семей группы риска (далее – Регламент учета и диагностики) разработан в целях систематизации учета несовершеннолетних и семей, организации межведомственного взаимодействия при обнаружении факторов риска детского неблагополучия и проведения индивидуальных профилактических мероприятий на основе комплексного анализа всех обстоятельств, способствующих формированию признаков социального риска.
1.2. В деятельности по раннему выявлению нарушений прав детей и оказанию адресной помощи семьям и детям, оказавшимся в группе риска, участвуют в пределах своей компетенции все органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии с положениями Федерального закона от 24.06.1999 № 120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее – ФЗ № 120) и Закона Красноярского края от 31.10.2002 № 4-608 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Координация межведомственной деятельности возлагается на комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальном образовании (далее - КДНиЗП).
1.3. Раннее выявление и постановка на учет неблагополучных семей и несовершеннолетних группы риска организуются с целью оказания помощи на ранних этапах семейного неблагополучия, определения форм работы с конкретной семей и установления контроля за проведением индивидуально-профилактической работы.
II. Основные понятия
2.1. Под группой риска понимают социальные группы, а также категории детей и семей, которые более других склонны совершать криминальные или делинквентные поступки.
2.2. Несовершеннолетние «группы риска» - это дети, которые подвергаются риску из-за отсутствия нормальных условий для их полноценного развития, а также особенности развития которых создают повышенную опасность отклоняющегося поведения (дети из неблагополучных семей; неуспевающие учащиеся; учащиеся с проблемами в обучении и развитии; подростки, замеченные в употреблении ПАВ; допускающие систематические пропуски занятий без уважительной причины; бросившие школу; занимающиеся бродяжничеством; подростки с отклоняющимся от правовых и нравственных норм поведением; социальные сироты; дети, подверженные жестокому обращению и насилию, и т.д.).
2.3. Семьи «группы риска» характеризуются:
-
низкой способностью членов этих семей к анализу того, что происходит в семье, неспособностью по этой причине выдвигать цели
по улучшению жизни семьи и достигать эффективных результатов; -
слабой способностью обсуждать словесно проблемы семьи; члены этих семей плохо понимают, когда психолог пытается им объяснить на словах, как можно улучшить жизнь семьи, и в чем причины неблагополучия;
-
засильем в семье эмоций, связанных с достижением власти, доминированием, агрессией в противовес эмоциям, связанным с любовью, заботой, взаимопомощью;
-
высокой степенью риска по отношению к проблеме приема алкоголя и наркотиков;
-
отсутствием мотивации к переменам в лучшую сторону.
2.4. Факторы риска – это средовые, биологические, психологические силы, а также силы, связанные с взаимодействием с окружающей средой и ведущие к повышенной вероятности поведенческого нарушения.
Выделяют три основные группы факторов риска, которые создают вероятную опасность для ребенка: психофизические, социальные и педагогические:
-
Медико-биологические (группа здоровья, наследственные факторы, врожденные черты характера, нарушения в психическом и физическом развитии, условия беременности, заболевания матери и ее образ жизни, травмы внутриутробного развития, ведения родов и т.д.).
-
Социально- экономические (многодетные и неполные семьи, безработные семьи, семьи находящиеся в трудной жизненной ситуации, неприспособленность к жизни в обществе: бродяжничество, нежелание учиться и работать, попытки суицида, агрессивное поведение, алкоголизация, употребление наркотиков).
-
Психологические (отчуждение от социальной среды обитания, неприятие собственного « Я », невротические реакции, нарушения общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, трудности в социальной адаптации, нереальные жизненные цели, выраженные акцентуации характера, несформированность коммуникативной стороны личности и т.д.)
-
Педагогические (несоответствие содержания программ обучения с их психофизиологическими особенностями и интеллектуальными возможностями, темпа психического развития детей и темпа обучения, преобладание отрицательных оценок, несформированная мотивация обучения).
2.5. Социальное расследование – это процесс, в ходе которого специалистами защиты детства осуществляется официальный сбор информации для оценки безопасности ребёнка, оценки рисков повторения жестокого обращения и/или неудовлетворения основных жизненных потребностей ребёнка, оценка положения его семьи и определяются пути решения выявленных проблем.
2.6. Профилактический учет ведется с целью осуществления:
-
мер ранней профилактики, направленных на предотвращение, заблаговременное предупреждение действия негативных факторов, отрицательно влияющих на формирование личности ребенка;
-
мер собственно предупредительного характера (мероприятия
по целенаправленному воспитательному воздействию на несовершеннолетних, поведение которых свидетельствует об опасности совершения преступлений в будущем); -
мер, направленных на профилактику рецидива (контроль и социальная помощь несовершеннолетним, уже совершившим преступления, нейтрализация факторов социальной среды, способствующих совершению преступления).
2.7. План индивидуальных профилактических мероприятий (далее – план ИПР) - это заранее намеченный на определенный период комплекс последовательных мер общей и индивидуальной профилактики, профилактического контроля (осуществляется в течение действия профилактического учета), предусматривающих конкретность и последовательность мероприятий, конкретные сроки исполнения и исполнителей.
2.8. Программа индивидуальной профилактической работы (далее - программа ИПР) - способ пошаговой (поэтапной) организации деятельности для решения конкретных задач в соответствии с целями, поиском наиболее эффективных методов и средств, необходимых для достижения этих целей, формулированием системы показателей, определяющих ход работ по достижению поставленных целей.
III. Организация учета несовершеннолетних и семей с признаками социального риска
3.1. В соответствии с ч.2 ст.9 ФЗ № 120 органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении, а также незамедлительно информировать заинтересованные органы обо всех фактах нарушений прав детей.
3.2. В комиссиях по делам несовершеннолетних учет несовершеннолетних и семей осуществляется по видам:
-
статистический учет;
-
картотечный учет;
-
учет с принятием постановления о постановке на учет и составлением комплексной программы ИПР в отношении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении (далее – СОП).
3.2.1. Статистическому виду учета подлежат все категории несовершеннолетних, указанные в пункте 1 статьи 5 ФЗ № 120, кроме того:
-
дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, являющиеся жителями данного муниципального образования (района г.Саратова);
-
дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, не имеющие жилья и состоящие в очереди на получение;
-
учащиеся, пропускающие занятия без уважительной причины;
-
дети от 1,5 до 6,5 лет.
Статистический учет несовершеннолетних осуществляется в целях мониторинга ситуации в сфере профилактики безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав.
3.2.2. Картотечный учет осуществляется в целях качественной диагностики и до решения вопроса о постановке на учет в СОП, а также после снятия с учета СОП в целях закрепления позитивного развития детско-родительских отношений.
3.2.2.1. Основаниями для постановки на профилактический картотечный учет являются (перечень не является закрытым и исчерпывающим):
для несовершеннолетних:
-
постановление органа дознания, следователя, судьи о возбуждении уголовного дела в отношении несовершеннолетнего (группы);
-
постановление о привлечении в качестве обвиняемого (подозреваемого) и избрании меры пресечения, не связанной с лишением свободы;
-
представление руководителя ОВД (ПДН) о занятии бродяжничеством, попрошайничеством, проституцией;
-
акт оперативного дежурного ОВД о помещении в учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите;
-
совершивших попытку суицида;
-
совершивших впервые административное правонарушение в возрасте до 16 лет;
-
совершивших административное правонарушение по малозначительности;
-
имеющих систематические пропуски учебных занятий без уважительных причин, самовольно оставивших учебные учреждения;
-
снятых с профилактического учета СОП.
Примечание: Характеризующий материал не является основанием для постановки или снятия с учета.
для семьи:
-
постановление о привлечении родителя (законного представителя) к уголовной ответственности за совершение преступления в отношении своего несовершеннолетнего ребенка;
-
в которой несовершеннолетние дети привлекаются к уголовной ответственности (в период следствия) до вступления в законную силу решений судебных или правоохранительных органов;
-
в которых несовершеннолетние содержатся в СИЗО;
-
в которых члены семьи (близкие родственники), проживающие совместно с несовершеннолетним, имеют непогашенную или неснятую судимость;
-
в которых родители допускают нарушения в сфере семейно – бытовых отношений (скандалы);
-
в которых родители замечены в употреблении спиртных напитков или наркотических средств (по информации органов и учреждений системы профилактики, жалобам граждан);
-
ведущие асоциальный образ жизни (бродяжничество, попрошайничество, проституция, нежелание работать, превышение личных интересов над интересами ребенка);
-
в которых мать лишена родительских прав, но имеет на иждивении других несовершеннолетних детей (в том числе в период беременности);
-
в которых родители однократно привлекались к административной ответственности по ч.1 ст. 5.35 КоАП РФ (при отсутствии признаков СОП);
-
где несовершеннолетние дети находятся в СЦРН (в том числе по личному заявлению);
-
снятые с профилактического учета СОП.
3.2.2.2. Решение о постановке на картотечный учет принимается ответственным секретарем КДНиЗП при наличии оснований, предусмотренных п. 3.2.2.1. настоящего Регламента, с последующим уведомлением всех заинтересованных органов и учреждений системы профилактики.
3.2.3. Учету с принятием постановления о постановке на учет и составлением комплексной программы реабилитации подлежат несовершеннолетние и семьи, подпадающие под определение СОП, обозначенное в статье 1 ФЗ № 120, в том числе:
-
совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного наказания;
-
совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;
-
освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;
-
совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания
в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством; -
обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;
-
условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;
-
получивших отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;
-
освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;
-
осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;
-
осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы;
-
употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо систематически употребляющих спиртные напитки в случае, если употребление несовершеннолетним указанных веществ выявлено каким-либо органом или учреждением системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
-
объявленных в розыск, найденных, находящихся в розыске.
3.2.3.1. Основаниями для постановки на учет СОП являются:
для несовершеннолетних:
-
постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, признанное в установленном порядке законным и обоснованным;
-
приговор (определение) суда, вступивший в законную силу;
-
постановление КДНиЗП по делу об административном правонарушении, вступившее в законную силу;
-
постановление следователя, органа дознания, судьи об освобождении несовершеннолетнего от уголовной ответственности с применением мер воспитательного воздействия;
-
признанных в установленном законом порядке потерпевшими.
для семьи:
-
постановление КДНиЗП о повторном привлечении к административной ответственности, вступившее в законную силу;
-
определение суда об ограничении в родительских правах;
-
приговор суда о признании виновным в совершении преступления против своих детей;
-
распоряжение главы муниципального образования об отобрании ребенка у родителей (одного из родителей);
-
информация органов здравоохранения о наличии у родителей хронических заболеваний «алкоголизм» и «наркомания».
3.3. В целях своевременного учета и согласования сведений о несовершеннолетних, подлежащих профилактическому учету, ежемесячно КДНиЗП проводятся сверки, при этом обязательными участниками сверок являются органы управления образованием, социальной защиты населения и ПДН. При выявлении разногласий решение о постановке на учет принимается на заседании КДНиЗП по мотивированному представлению соответствующего ведомства.
3.4. Обмен информацией органов и учреждений системы профилактики о выявленных несовершеннолетних «группы риска» и категории СОП осуществляется незамедлительно, в течение суток с момента поступления сигнала (информации).
IV. Организация социального расследования (диагностики)
4.1. Задачи социального расследования:
-
собрать максимально полную и достоверную информацию о том, имел ли место факт жестокого обращения и неудовлетворения основных жизненных потребностей ребёнка;
-
в случаях, если факт жестокого обращения и неудовлетворения основных жизненных потребностей ребёнка имел место, установить виновное лицо;
-
обеспечить меры по защите ребёнка;
-
оценить ресурсы и потребности семьи и ребёнка;
-
разработать программы по реабилитации ребёнка и его семьи;
- предусмотреть альтернативный план мероприятий, если семья не может или отказывается участвовать в программах по её реабилитации.
4.2. Порядок действий специалистов в рамках социального расследования:
-
Сбор информации о возможном факте жестокого обращения с ребёнком, включающий в себя опрос самого ребёнка, родителей, в том числе и предполагаемого виновного, братьев, сестёр и других лиц, которые могут иметь необходимую информацию.
-
Оценка угрозы жизни и здоровью ребёнка на каждом этапе расследования.
-
Разработка плана мероприятий по обеспечению безопасности ребёнка и его реализация (предоставление дополнительных услуг на дому, изъятие детей из семьи или изолирование предполагаемого насильника от предполагаемой жертвы и др.).
-
Обеспечение в случае необходимости медицинского и/или психологического обследования и лечения ребёнка, подвергшегося жестокому обращению.
-
Оценка степени риска жестокого обращения в домашнем окружении, включающая в себя изучение возможности удовлетворения основных нужд и потребностей ребёнка его родителями, вероятность повторения фактов жестокого обращения, способность невиновного родителя защитить ребёнка. Оценка степени риска включает в себя обязательное посещение семьи на дому.
-
Подача исков в суде в необходимых случаях.
-
Разработка планов помощи несовершеннолетнему, либо защиты прав и законных интересов yесовершеннолетнего, отражающих комплекс мероприятий по реабилитации семьи и ребёнка.
-
Мотивация семей к работе со специалистами, вовлечёнными в процесс реабилитации.
4.3. Принципы проведения расследования:
-
вовлечение членов семьи и значимого окружения ребёнка;
-
уважение прав родителей;
-
сотрудничество с родителями, заинтересованными службами и организациями;
-
сбор полной и точной информации;
-
конфиденциальность.
4.4. Методы сбора информации:
-
беседа (интервью) с ребёнком;
-
беседа с людьми, имеющими отношение к ребёнку;
-
генограммы (графическое изображение семейной истории в нескольких поколениях; содержит информацию, полезную для принятия решений или предсказания будущего поведения на основе истории поведения в семье; генограмма показывает моделисложностей, имеющихся в семьях, включая бытовое насилие, алкоголизм и наркоманию или сексуальное насилие; это программы, влияющие на других членов семьи и иногда повторяющиеся в последующих поколениях);
-
экокарты (визуальное представление связей семьи с различными системами в своей среде, и они помогут понять, как влияет системное окружение на семью; в окружении семьи могут быть выявлены множество сильных сторон и дополнительных ресурсов);
-
медицинское обследование ребёнка, если имеются видимые признаки жестокого обращения и/или неудовлетворения основных жизненных потребностей;
-
наблюдение;
-
официальные запросы и т.д.