(индивидуальная профилактическая работа с несовершеннолетними и семьями группы социального риска)
Ведущая технология – технология «раннего выявления нарушений прав ребенка» и «работы со случаем нарушений прав ребенка» (межведомственное ведение «случая»)
Группы социального риска:
- Ранняя стадия неблагополучия – проблемная семья (семьи с низкой родительской компетентностью; семьи, где один из родителей злоупотребляет спиртными напитками и т.д.)
- Средняя стадия риска – семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации (далее – ТЖС)
- Глубокая стадия кризиса – семья, находящаяся в социально опасном положении (далее – СОП)
Стратегические направления работы:
- Выявление детского и семейного неблагополучия на ранней стадии кризиса и оказание помощи в решении проблем.
- Ресоциализация семей и детей, находящихся в ТЖС и СОП.
Задачи КДНиЗП:
- Организация раннего выявления нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних,
- Координация работы со случаем нарушений прав ребенка,
- Реабилитация семей и детей, находящихся в группе социального риска в рамках ювенального подхода (обеспечение восстановления и защиты основных прав ребенка; формирование среды услуг и возможностей, необходимых для устойчивого жизненного и правового статуса ребенка).
Задачи субъектов взаимодействия:
- Восстановление нарушенных прав,
- Предоставление социальных услуг и возможностей для развития ребенка, повышающих его ресурсные возможности для преодоления им трудной жизненной ситуации или социально опасного положения и дальнейшего стабильного развития и воспитания.
Принципы работы с семьей и несовершеннолетними:
- Необвинительность (помощь в создании условий для выхода из кризиса, социальная защита). индивидуальный подход, адресный принцип работы, (решение конкретных проблем конкретной семьи и ребенка, на основании четко обозначенных (выявленных) признаков социального неблагополучия семьи, нарушения прав ребенка, в реальных жизненных условиях).
- Постоянный контакт с семьей - полноценным партнером в процессе реабилитации (активное мотивирование семьи на изменение поведения и формирование запроса на получение помощи через установление доверительных отношений с семьей и сотрудничества).
- Уважение норм и ценностей патронируемой семьи, ориентация на развитие позитивного потенциала семьи («экологические» методы работы с семьей, обнаружение, стимулирование и мобилизация собственных ресурсов семьи).
- Комплексный подход к случаю - комплексность услуг с учетом результатов социально-педагогического мониторинга семьи и ее ближайшего окружения.
- Согласованность услуг, координация работы и сотрудничество различных органов, учреждений и специалистов.
Этапы |
мероприятия (отрытый перечень) |
Исполнители |
Участники |
Документальная фиксация |
Критерии и результат |
---|---|---|---|---|---|
Обнаружение (выявление) признаков нарушения прав и законных интересов несовершенно-летних
|
1. Создание условий для обращения детей, родителей, граждан (телефоны доверия, общественные приемные, прием граждан должностными лицами).
2. Сотрудничество с населением, соседями, работниками предприятия обслуживания населения
(ЖКХ, ТСЖ, налоговые органы, судебные приставы и т.д.)
3. Выявление в ходе осуществления служебной деятельности
4. Проведение межведомственных рейдов, акций, сходов населения, рассмотрение жалоб граждан и т.д.
|
Специалисты всех органов и учреждений системы профилактики
|
Население, должностные лица, общественность,
дети
|
Обращения и заявления граждан, должностных лиц
Информация печатных и ТВ СМИ
|
Организован постоянный сбор и регистрация сведений о выявленных признаках нарушений прав ребенка, передача их в органы, уполномоченные принимать меры по защите прав и законных интересов несовершеннолетнего
Органами, уполномоченными принимать меры по защите прав ребенка, своевременно и в полном объеме получены сведения о детях, нуждающихся в защите государства
Разработан комплект информационно-методических материалов по выявлению случаев нарушений прав ребенка, информированию населения о признаках нарушений и их последствиях
Критерии (открытый перечень):
а) динамика количества сообщений о нарушении прав и законных интересов детей, поступивших из субъектов профилактики;
б) динамика численности специалистов, участвующих в выявлении нарушений прав ребенка;
в) доступность информационных ресурсов на территории МО
|
Регистрация выявленных фактов (сигнала) нарушений прав ребенка
|
Фиксация полученных сведений и передача служебного сообщения в КДНиЗП (в течение суток)
|
Специалисты всех органов и учреждений системы профилактики
|
Специалисты органов и учреждений
|
Фиксация в журнале учета обращений
|
Полученные сведения зарегистрированы в установленном порядке и в установленные сроки
|
Оценка безопасности и рисков для ребенка
|
1. Провести профессиональную оценку безопасности ребенка и принять экстренные меры по обеспечению безопасных условий (при необходимости);
2. Спланировать комплекс мероприятий, обеспечивающих проведение оценки безопасности ребенка и факторов риска;
3. Создать условия, обеспечивающие качественное проведение процедуры оценки безопасности и оценки факторов риска;
4. Создание группы по проведению социального расследования.
|
Специалисты всех органов и учреждений системы профилактики,
КДНиЗП
|
Несовершенно-летний,
его семья и ближайшее окружение
(родственники, соседи, друзья и т.д.)
|
Акт проверки сигнала
|
Собрана информация о фактах, указанных в сигнале
Собраны все сведения о предыдущих фактах нарушений прав ребенка и проведенной работе
Выявлены факторы угрозы безопасности ребенка
Составлен акт проверки сигнала
Определение степени риска согласно установленным критериям и принятие мер безопасности ребенка (при необходимости)
Установление контакта и доверительных отношений с несовершеннолетним и его семьей
|
Организация и проведение социального расследования
(диагностики)
|
1. Собрать и проанализировать сведения, необходимые для принятия органом, уполномоченным принимать меры по защите прав и законных интересов ребенка, обоснованного решения о нуждаемости ребенка в государственной защите.
3. Отнесение «случая» к категории неблагополучия
- раннее неблагополучие;
-ТЖС;
- СОП.
( до 3-х дней).
2. Разработка и принятие плана безопасности ребенка (при необходимости
3. Передача в установленном порядке результатов проведения социального расследования в орган, уполномоченный принимать меры по защите прав и законных интересов ребенка (КДНиЗП)
|
Рабочая группа специалистов,
работающих с несовершеннолетним и его семьей с учетом их компетенции
|
Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершенно-летних в пределах своей компетенции
|
Лист первичной диагностики с оценкой степени риска
|
Обеспечение безопасных условий в случаях угрозы их жизни и (или) здоровью
Проверка и оценка информации о нарушении прав ребенка, создание условий для осуществления по восстановлению нарушенных прав и законных интересов несовершеннолетнего
Составлен план обеспечения безопасности ребенка
Составление мотивированного заключения о результатах социального расследования (диагностики)
|
Принятие решения
об открытии «случая»
|
1. Анализ собранных сведений (заключение) и получение недостающей информации.
2. Принятие решения на заседании КДНиЗП об открытии «случая», обсуждение плана безопасности ребенка и ответственных за его реализацию
3. Создание межведомственной рабочей группы для детальной диагностики и оценки уровня функционирования семьи, ближайшего окружения ребенка и его положения
4. Назначение куратора «случая»
|
КДНиЗП, рабочая группа специалистов
|
Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершенно-летних системы профилактики, несовершеннолетний и его семья
|
Постановление КДНиЗП
|
1. Изучена документация по «случаю» и созданы условия для работы с семьей (несовершеннолетним)
2. Зафиксирована итоговая оценка причин нарушений прав ребенка
3. Разработаны предложения в план безопасности ребенка
4. Легитимный запуск разработки и реализации программы ИПР через межведомственный заказ КДНиЗП.
5. Максимальное выявление всех проблем семьи, нарушенных прав детей, причин и условий неблагополучия, а также ресурсных возможностей несовершеннолетнего и семьи для преодоления ТЖС или СОП, включая мотивацию к изменениям.
|
Разработка программы реабилитации
|
1. Диагностика детского и семейного неблагополучия (сбор информации о семье, установление контакта с семьей, изучение ресурсов семьи и т.д.).
2. Разработка специалистами группы предложений в проект программы на основе результатов первичной диагностики, новых диагностических данных, ресурсных возможностей системы профилактики и направление их координатору;
3. Сбор и оформление координатором проекта программы реабилитации;
4.Обсуждение рабочей группой совместно с несовершеннолетним и его законными представителями проекта программы реабилитации, ее доработка с учетом их мнения.
|
Куратор «случая» (координатор),
рабочая группа специалистов,
РМЦ (ресурсно-методический центр)
|
Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершенно-летних в пределах своей компетенции
|
Письменные предложения в проект программы
|
1. Выявлены и обозначены причины и условия детского и семейного неблагополучия, внешние факторы, определены ресурсные возможности семьи и ребенка.
2. Предложения конкретизированы, разработаны с учетом результатов диагностики.
3. Разработан проект программы ИПР, содержащий краткий анализ, цели, задачи ИПР, этапы проведения, целевые показатели (индикаторы), система оценки результативности.
|
Утверждение программы реабилитации
на заседании КДНиЗП
|
Рассмотрение, корректировка и утверждение программы реабилитации
|
КДНиЗП
|
Куратор случая
РМЦ
Органы и учреждения системы профилактики
|
программа реабилитации
|
1.Программа ИПР утверждена в полном объеме и соответствует требованиям к решению выявленных проблем детского неблагополучия, содержит конкретные мероприятия, направленные на изменение динамики в положительную сторону, восстановление детско-родительских отношений, предупреждение повторных правонарушений несовершеннолетних.
2.Программа предусматривает цели, задачи, и целевые индикаторы, систему оценки и контроля за исполнением.
|
Проведение реабилитационной работы
|
1. Реализация мероприятий программы
|
Куратор «случая»,
специалисты рабочей группой
|
Несовершенно-летний, его семья и значимые для них люди, ближайшее его окружение (родственники, соседи, друзья и т.д.);
Органы и учреждения системы профилактики со своими ресурсными возможностями
|
Фиксация результатов проведения мероприятий по реабилитации в виде отчетных справок, предложений куратору случая и в КДНиЗП
|
1.Формирование и развитие доверительных отношений с несовершеннолетним и семьей, позитивные изменения в положении, повышение ресурсности и успешности семьи и ребенка.
2. Ежеквартальная оценка результативности и эффективности проводимых мероприятий (промежуточный контроль)
|
Промежуточный контроль за результатами реабилитации, промежуточная диагностика положения ребенка и семьи, корректировка программы реабилитации
|
1. Проведение оценки уровня функционирования семьи, диагностика положения ребенка, фиксация улучшений и ухудшений в положении ребенка и семьи
2. Сбор информации куратором от исполнителей о выполнении плана реабилитации.
3. Обобщение координатором предварительных итогов реабилитационной работы и предложений по корректировке программы реабилитации.
4. . Обсуждение рабочей группой предварительных итогов ИПР и предложений по корректировке программы ИПР, ее доработка с учетом их мнения семьи (несовершеннолетнего)
5. Предоставление координатором информации предварительных итогов реабилитации и предложений по корректировке программы реабилитации в КДНиЗП
6. Рассмотрение на заседании КДНиЗП результатов контроля процесса реабилитации (не позднее 6 месяцев)
|
Куратор «случая»,
специалисты рабочей группой
КДНиЗП
|
Несовершенно-летний, его семья и значимые для них люди, ближайшее его окружение
(родственники, соседи, друзья и т.д.)
Дополнительно привлеченные для диагностики специалисты (эксперты)
|
Лист промежуточной диагностики
Заключение
Измененная в
(с дополнениями) программу ИПР
|
Согласование реабилитационных мер с учетом изменений в положении ребенка и семьи
|
Решение вопроса о снятии с профилактического кого учета (продолжении) и переводе на профилактический контроль (картотечный учет)
|
1. Анализ ситуации совместно с несовершеннолетним и семьей
2. Представление в КДНиЗП куратором «случая» (координатором) обобщенных материалов экспертизы о выведении несовершеннолетнего и семьи из ТЖС или СОП
3. Принятие решения КДНиЗП о выведении из ТЖС или СОП и снятии с учета (либо в зависимости от конкретной ситуации решение об индивидуальном сопровождении клиента до полной стабилизации ситуации)
|
Куратор «случая»,
специалисты рабочей группой
КДНиЗП
|
Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонаруше-ний несовершенно-летних в пределах своей компетенции
|
Экспертное заключение об отсутствии признаков социального риска
Постановление КДНиЗП о выведении из СОП и снятии с учета
+
Заказ на индивидуальное сопровождение семьи (несовершенно-летнего) до полной
стабилизации положения
|
Профессиональный и экспертный анализ изменения ситуации, фиксация отсутствия признаков ТЖС или СОП
|
Индивидуальное сопровождение семьи и несовершеннолетнего до окончательной стабилизации положения
|
Проведение совместной общественно значимой деятельности с несовершеннолетним и семьей, оказание в случае необходимости услуг помощи
|
Куратор «случая»,
органы и учреждения системы профилактики (в пределах компетенции)
|
Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонаруше-ний несовершенно-летних в пределах своей компетенции
|
|
Закрепление стабильного социально благополучного положения ребенка и семьи
|