1.1. Настоящая инструкция упорядочивает и конкретизирует виды, категории и формы учёта, используемые комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Большемуртинского района Красноярского края (далее – комиссия), позволяет унифицировать данную работу.
1.2. Комиссия совместно с другими органами
и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции в соответствии со статьёй 11 Закон края от 31.10.2002 № 4-608 «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», выявляет несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, семьи, находящиеся в социально опасном положении, в которых родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними, ведет ежемесячный учёт несовершеннолетних и семей (родителей).
1.3. В случае если комиссией принимается решение о нецелесообразности постановки несовершеннолетнего, семьи на учёт в связи с однократностью совершения несовершеннолетним, родителями, законными представителями административного правонарушения либо антиобщественного действия, преступления или иных действий, посягающих на права и законные интересы несовершеннолетнего, при наличии соответствующей информации об особенностях личности несовершеннолетнего, условиях жизни и воспитания, родителях или иных законных представителях, комиссия информирует об этом комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав Красноярского края и принимает меры к организации индивидуальной профилактической работы (далее – ИПР).
2. Цели учёта
2.1. Профилактический учёт несовершеннолетних осуществляется для организации и проведения ИПР с целью оказания комплексной правовой, психолого-педагогической, социально-реабилитационной и иной помощи и поддержки, защиты и восстановления нарушенных прав и законных интересов несовершеннолетних, а также своевременного устранения причин и условий, способствующих их безнадзорности, совершению правонарушений и антиобщественных действий.
2.2. Профилактический учёт семей осуществляется в целях своевременного выявления семей, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними, а также организации ИПР с семьями, находящимися в социально опасном положении (далее – СОП), по их комплексной реабилитации.
2.3. Учёт иных граждан и должностных лиц осуществляется с целью выявления и устранения причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних.
3. Виды и формы учётов
3.1. В комиссии осуществляются следующие виды учётов:
3.1.1. Учет несовершеннолетних и семей, требующих внимания со стороны комиссии:
-
с заведением учётно-профилактического дела (далее – УПД);
-
с заведением учётно-профилактической карточки (далее – УПК);
-
списочный учёт.
Списки составляются на основании данных УПД и УПК и содержат основные сведения о ребёнке (семье), требующиеся для оперативного оказаниях необходимой помощи (предоставления необходимой информации в органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних).
3.1.2. Учёт иных лиц.
Статистический учёт лиц ведётся в рамках мониторинга деятельности комиссии, установленной постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Красноярского края от 23.04.2015 № 2.
4. Учёт несовершеннолетних
4.1. Категории несовершеннолетних, подлежащие учёту в комиссии:
4.1.1. Совершившие антиобщественные действия или антиобщественные проступки.
Примечание:
а) антиобщественные действия – действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, одурманивающих веществ, алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции, в том числе пива и напитков, изготавливаемых на его основе, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц;
б) антиобщественный проступок – действия несовершеннолетнего, не имеющего признака системности (совершенного одноразово), выражающиеся в совершении деяний указанных в пункте «а» настоящего примечания, а также в пропусках занятий без уважительных причин, уклонении от получения общего образования, совершении деяний, содержащих признаки состава административного правонарушения лицом, не достигшим возраста административной ответственности.
4.1.2. Совершившие общественно опасное деяние и не подлежащие уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством.
4.1.3. Совершившие правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания, в том числе до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность.
4.1.4. Освобождённые от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путём применения принудительных мер воспитательного воздействия.
4.1.5. Обвиняемые или подозреваемые в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу.
4.1.6. Условно-досрочно освобожденные от отбывания наказания, освобожденные от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием.
4.1.7. Получившие отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора.
4.1.8. Освобождённые из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшиеся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния.
4.1.9. Освобождённые из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшиеся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, после освобождения (выпуска) находящиеся в социально опасном положении либо нуждающиеся в социальной помощи или реабилитации.
4.1.10. Осуждённые за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденные судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия.
4.1.11. Осуждённые условно, осуждённые к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.
4.1.12. Отбывающие наказание в воспитательных колониях.
4.1.13. Находящихся в специальных образовательных учреждениях закрытого типа.
4.1.14. Безнадзорные – несовершеннолетние (из семей, состоящих на учёте в комиссии).
Примечание:
безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц.
4.1.15. Иные несовершеннолетние, с которыми в соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» требуется проведение ИПР (на основании соответствующего постановления комиссии).
4.2. На учёт в комиссии с заведением УПК и УПД ставятся несовершеннолетние, проживающие на территории Большемуртинского района.
Примечание:
В случае регистрации несовершеннолетнего в одном муниципальном образовании, а фактическом проживании на территории Большемуртинского района, несовершеннолетний ставится на учёт по фактическому месту жительства.
В указанном случае, комиссия в 10-дневный срок уведомляет о постановке на учёт комиссию по месту его регистрации (в том числе и в случае, если место регистрации несовершеннолетнего находится за пределами Красноярского края).
4.3. В комиссии в целях реализации полномочий установленных статьями 9 и 11 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» ведется списочный учет, где сведения обновляются не реже 1 раза в квартал на основании сверок, проведённых органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:
а) беспризорных детей, находящихся в КГБУЗ "Большемуртинская РБ";
Примечание: беспризорный – безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.
б) несовершеннолетних, содержащихся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации (по спискам, предоставленным соответствующими учреждениями, без учёта беспризорных детей);
в) детей и подростков, оставшихся без попечения родителей (по данным специалистов в сфере опеки и попечительства, без учёта детей, содержащихся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации);
г) несовершеннолетних, состоящих на учёте в ОП № « МО МВД России «Казачинский» (по данным органов внутренних дел);
д) несовершеннолетних, состоящих на внутреннем учёте в образовательных организациях.
4.4. Порядок постановки и снятия несовершеннолетнего на учёт в комиссию.
4.4.1. При постановке несовершеннолетнего на профилактический учёт специалисты комиссии:
-
проводят беседу с несовершеннолетним, его родителями или законными представителями, разъясняют им основания постановки на учёт и снятия с учёта, выясняют имеющиеся в семье проблемы и потребность в оказании различных видов помощи;
-
проводят регистрацию поставленных на учёт в соответствующую категорию банка данных;
-
оформляют УПК или УПД, в которую(-ое) систематически в хронологическом порядке приобщаются документы, поступающие в комиссию на конкретное лицо;
-
направляют поручение и имеющиеся у комиссии данные (документы) в уполномоченные организации для разработки плана/программы проведения ИПР;
-
утверждают на заседании комиссии план/программу проведения ИПР с несовершеннолетним;
-
извещают о постановке на учёт несовершеннолетнего или семьи заинтересованные организации (с соблюдением принципа конфиденциальности информации);
-
рассматривают вопрос закрепления за несовершеннолетним, нуждающимися в индивидуальном подходе, шефа-наставника.
4.4.2. Основания и порядок снятия несовершеннолетнего с учёта:
Несовершеннолетний снимается с учёта в комиссии в случаях:
-
исправления;
Примечание:
лица, состоящие на учёте за употребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо употребление одурманивающих веществ, снимаются с учёта только по согласованию с органами здравоохранения. При досрочном снятии с учёта выносится мотивированное постановление комиссии.
-
достижения возраста 18 лет;
-
вынесения судом определения об отмене условного осуждения либо отсрочки отбывания наказания;
-
истечения испытательного срока при условном осуждении;
-
отмены либо изменения приговора, исключивших применение условного осуждения или отсрочки отбывания наказания, если судом не применены к этому лицу иные виды наказания, предусмотренные законодательством Российской Федерации;
-
неподтверждения обстоятельств, послуживших основанием для постановки на профилактический учёт;
-
смерти, признания несовершеннолетнего в установленном законодательством Российской Федерации порядке умершим или безвестно отсутствующим.
Материалы на несовершеннолетних, снятых с учёта, хранятся в комиссии до исполнения им 18 лет.
4.5. Особенности учёта отдельных категорий несовершеннолетних.
На учёт с заведением УПД ставятся несовершеннолетние, указанные в пунктах 4.1.1 – 4.1.13 настоящей инструкции.
Учёт остальных категорий несовершеннолетних осуществляется по УПК и по соответствующим спискам.
На каждого несовершеннолетнего, в отношении которого заводится УПД, в обязательном порядке составляется программа ИПР (приложение 1 к настоящей инструкции) сроком не менее чем на 6 месяцев.
На каждого несовершеннолетнего, в отношении которого заводится УПК (приложение 2 к настоящей инструкции), в обязательном порядке составляется план ИПР (приложение 4 к настоящей инструкции) сроком не менее чем на 3 месяца.
5. Учёт родителей (законных представителей) и семей
5.1. Категории родителей (законных представителей), подлежащие учёту в комиссии:
5.1.1. Родители (законные представители), привлечённые к ответственности в соответствии с частью 1 статьи 5.35 (не менее 2-х раз в течение календарного года), частью 2 статьи 6.10, статьёй 20.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) и (или) не исполняющие своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних, отрицательно влияющие на несовершеннолетних либо жестоко обращающиеся с ними, в том числе злоупотребляющие алкоголем, наркотическими или психотропными веществами.
5.1.2. Семьи, проживающие на территории Большемуртинского района и находящиеся в СОП.
Основные критерии отнесения семей к категории находящихся в социально опасном положении:
5.1.2.1. Неисполнение родителями обязанностей по воспитанию и жизнеобеспечению несовершеннолетних:
-
отсутствие у несовершеннолетнего необходимой одежды;
-
отсутствие регулярного питания;
-
несоблюдение санитарно-гигиенических требований и норм по уходу за несовершеннолетним; в жилом помещении;
-
принуждение ребёнка выполнять работу, не соответствующую его возможностям;
-
отказ от необходимого медицинского обслуживания и лечения несовершеннолетних, отказ беременной женщины от постановки на учёт в женскую консультацию.
5.1.2.2. Отсутствие контроля за обучением ребенка:
-
систематические пропуски школьных занятий без уважительной причины;
-
необучение детей в школе;
-
отсутствие связи родителей со школой;
-
отсутствие контроля поведения, местонахождения детей.
5.1.2.3. Жестокое обращение с детьми со стороны членов семьи:
-
причинение физического, психического, морального вреда (в том числе – применение способов воспитания, основанных на пренебрежительном, жестоком, грубом, унижающем человеческое достоинство обращении);
-
применение различных форм насилия.
5.1.2.4. Вовлечение детей в противоправные действия:
-
вовлечение детей в совершение антиобщественных действий, правонарушений, в т.ч. употребление спиртных напитков, психоактивных веществ; занятие бродяжничеством, попрошайничеством, проституцией;
-
вовлечение детей в совершение преступлений.
5.1.2.5. Отрицательное влияние родителей на поведение и развитие детей:
-
алкоголизм, наркомания, токсикомания одного (обоих) родителей;
-
асоциальный образ жизни одного (обоих) родителей;
-
деструктивные эмоционально-конфликтные отношения супругов, родителей и детей;
-
антиобщественные установки и ориентации;
-
психологическая неустойчивость родителей, склонность к суицидам, депрессиям.
5.1.3. Иные категории родителей, с которыми в соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» требуется проведение ИПР (на основании соответствующего постановления комиссии).
5.1.4. Иные семьи, проживающие на территории Большемуртинского района и нуждающиеся в государственной поддержке, в том числе в соответствии со следующими критериями:
-
отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие работы у родителей (иных законных представителей), места проживания, неудовлетворительные жилищные условия и т.д.);
-
отсутствие связи с образовательной организацией, невнимание родителей к успеваемости ребёнка;
-
смерть одного из родителей, уход отца/матери из семьи, развод родителей;
-
постоянные конфликтные ситуации между родственниками, между детьми и родителями;
-
хронические болезни, инвалидность родителей (законных представителей);
-
возвращение родителей из мест лишения свободы;
-
семьи, в которых дети совершили преступление или правонарушение и др.
5.2. Родителям (законным представителям) поставленным на учёт, разъясняются положения статей КоАП и Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
5.3. На учёт с заведением УПД ставятся родители (семьи), указанные в пунктах 5.1. – 5.2. настоящей инструкции.
На каждого родителя (семью), в отношении которого(ой) заводится УПД, в обязательном порядке составляется программа ИПР (приложение 1 к настоящей инструкции) сроком не менее чем на 6 месяцев.
Учёт остальных категорий родителей (семей) осуществляется по УПК и по соответствующим спискам.
На каждого родителя (семью), в отношении которого(ой) заводится УПК (приложение 3 к настоящей инструкции), в обязательном порядке составляется план ИПР (приложение 4 к настоящей инструкции) сроком не менее чем на 3 месяца.
5.4. В комиссии в целях реализации полномочий установленных статьями 9 и 11 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» ведется списочный учет родителей, состоящих на учётев ОП № 2 МО МВД России «Казачинский» (по данным органов внутренних дел).
5.5. Основания снятия родителей с учёта в комиссии:
-
истечение срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию (для 1 и 2 категории);
-
прекращение отрицательного влияния на детей, оздоровления обстановки в семье;
-
осуждение к лишению свободы;
-
лишение родительских прав;
-
наступление обстоятельств, исключающих возможность отрицательного влияния на детей;
-
смерти, признания в установленном законодательством Российской Федерации порядке умершим или безвестно отсутствующим;
-
достижения младшим ребёнком 18 лет.
6. Учёт иных лиц
6.1. Категории иных лиц, подлежащих учёту в комиссии:
-
граждане, привлечённые к административной ответственности на основании части 1 статьи 6.10 КоАП;
-
должностные лица, привлечённые к административной ответственности на основании статьи 5.36 КРФ об АП;
-
граждане и должностные лица, привлеченные к административной ответственности на основании статьи 5.37 КоАП.
6.2. Основания снятия граждан и должностных лиц с учёта в комиссии:
-
истечение срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;
-
осуждения к лишению свободы;
-
призыв в ряды Вооружённых сил РФ;
-
признание в установленном законодательством Российской Федерации порядке умершим или безвестно отсутствующим.
7. Статистический учёт
Статистическому ежемесячному учёту подлежат все категории несовершеннолетних, семей и иных лиц, указанные в настоящей инструкции.
по организации и ведению учёта в комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав Большемуртинского района Красноярского края
Программа индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетним (семьей), находящимся(ейся) в социально опасном положении
Учреждение |
|
Дата выявления |
|
Ф.И.О. несовершеннолетнего |
|
Дата рождения |
|
Место рождения |
|
Адрес официальной регистрации по месту жительства |
|
Адрес фактического проживания |
|
Род занятий |
|
Период реализации программы |
Состав рабочей группы по сопровождению несовершеннолетнего (семьи)
Координатор рабочей группы |
|
Куратор несовершеннолетнего (семьи) |
|
Члены рабочей группы |
Состав семьи
Степень родства |
Ф.И.О. |
Дата рождения |
Род занятий, место работы, должность |
Категория семьи -
Жилищно-бытовые условия -
Характеристика несовершеннолетнего:
-
Успеваемость, отношение к учебе
-
Особенности поведения в школе
-
Взаимоотношения со сверстниками
-
Взаимоотношения с взрослыми, с педагогами
-
Интересы учащегося, увлечения, занятость в свободное время
-
Участие в мероприятиях класса, школы
-
Вредные привычки
-
Окружение
-
Кто занимается воспитанием несовершеннолетнего, заинтересованность родителей в школьной жизни ребенка
-
Взаимоотношения в семье
-
Развитие эмоционально-волевой сферы
-
Морально-этические качества
Характеристика семьи:
-
Образование
-
Трудовая деятельность
-
Социальное положение родителей
-
Материальная обеспеченность
-
Психологический климат, взаимоотношения в семье
-
Бытовые условия проживания
-
Вредные привычки
Ресурс семьи (несовершеннолетнего):
·
·
Причина/ы постановки на учет в КДНиЗП ________(протокол № _ заседания КДНиЗП от _ ____2015 г.)
Краткая характеристика проблемы |
Задачи |
Наименование мероприятия |
Срок исполнения |
Ответственные |
Планируемый результат |
|
|||||
|
|||||
|
9. Фактический результат:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
по организации и ведению учёта в комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав Большемуртинского района Красноярского края
Учетно-профилактическая карточка несовершеннолетнего
Учреждение |
|
Дата выявления |
|
Ф.И.О. несовершеннолетнего |
|
Дата рождения |
|
Место рождения |
|
Адрес официальной регистрации по месту жительства |
|
Адрес фактического проживания |
|
Место учебы (работы), класс (курс, профессия, род занятий) |
|
Причина постановки на учет |
|
Краткая характеристика несовершеннолетнего |
|
Состав семьи (ФИО, степень родства, род занятий) |
|
Краткая характеристика семьи (в том числе материальная обеспеченность, нравственные особенности семьи, влияние на подростка, внутрисемейные отношения, др.) |
|
Причины совершения правонарушения |
Приложение: План работы с несовершеннолетним на ___ л.
по организации и ведению учёта в комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав Большемуртинского района Красноярского края
Учетно-профилактическая карточка семьи
Учреждение |
|
Дата выявления |
|
Состав семьи (ФИО, степень родства, род занятий, даты рождения) |
|
Адрес официальной регистрации по месту жительства |
|
Адрес фактического проживания |
|
Краткая характеристика семьи (в том числе материальная обеспеченность, нравственные особенности семьи, влияние на подростка, внутрисемейные отношения, др.) |
|
Причина постановки на учет |
Приложение: План работы с семьей на ___ л.
по организации и ведению учёта в комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав Большемуртинского района Красноярского края
План работы с несовершеннолетним (семьей)
№ п/п |
Наименование мероприятия |
Срок исполнения |
Ответственный |
Результат |