Отчет о деятельности по профилактике безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних, защите прав детей за 2017 год в Большемуртинском районе
Раздел 1. Координация деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории Большемуртинского района
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Большемуртинского района (далее – комиссия) - коллегиальный орган системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Большемуртинского района.
В состав комиссии включены руководители и специалисты всех субъектов профилактики Большемуртинского района, депутат районного Совета депутатов, представитель уполномоченного по правам ребенка в Красноярском крае по Большемуртинскому району, начальник филиала по Большемуртинскому району ФКУ УИИ ГУФСИН по Красноярскому краю, руководитель МСО ГСУ СК России по Красноярскому краю. Заседания комиссии проходят не реже 2-х раз в месяц.
Задачи комиссии:
-
предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
-
обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
-
социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в том числе связанная с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ;
-
выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
В целях повышения эффективности деятельности органов системы профилактики района за 2017 год проведена следующая работа.
Разработаны и реализуются:
-
Муниципальная комплексная программа «Профилактика правонарушений на 2016-2018 г.»;
-
Ежегодный план мероприятий по профилактике безнадзорности, наркомании, токсикомании, алкоголизма, суицидов, правонарушений несовершеннолетних, детского травматизма, вовлечения несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий, преступлений в отношении детей и подростков, совершенных родителями в Большемуртинском районе;
-
Ежегодный план по обеспечению безопасности детей в зимний период на территории Большемуртинского района.
В течение 2017 года комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Большемуртинского района с целью координации работы по профилактике безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних, защиты прав и законных интересов детей, устранению причин и условий детского и семейного неблагополучия, в том числе сопряженного с жестоким обращением с детьми проведено 27 заседаний (АППГ -26), из них – 3 выездных (АППГ - 4), в ходе которых рассмотрено 83 тематических и общепрофилактических вопросов (АППГ - 73). Рассмотрено 93 протоколов об административном правонарушении (АППГ - 98).
Основное число от общего количества граждан, привлеченных к административной ответственности, составляют родители, не исполняющие обязанности по содержанию и воспитанию несовершеннолетних детей. Данные представлены в таблице 1.
Таблица 1
Наименование статьи КоАП РФ |
Количество |
|||
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
|
ст. 35 КоАП РФ «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних» |
109 |
69 |
64 |
59 (2 прекращены) |
ч.1 ст. 1.4 Закона Красноярского края «Несоблюдение установленных требований к обеспечению мер по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и предупреждению причинения им вреда» - нахождение детей в возрасте до 16 лет в общественных местах в период с 23 часов до 06 часов |
14 |
4 |
8 |
6 |
ст. 20.20 КоАП РФ «Распитие пива и напитков, изготовленных на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо потребление наркотических средств или психоактивных веществ в общественных местах» |
2 |
1 |
1 |
2 |
ст. 20.21 КоАП РФ «Появление в общественных местах в состоянии опьянения» |
2 |
3 |
1 |
2 |
ст. 20.1 КоАП РФ «Мелкое хулиганство» |
0 |
0 |
1 |
0 |
ст. 20.22 КоАП РФ «Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими пива и напитков, изготовленных на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психоактивных веществ в общественных местах» |
7 |
4 |
6 |
3 |
ст. 6.10 КоАП РФ «Вовлечение несовершеннолетних в употребление пива и напитков изготовленных на его основе, спиртных напитков или одурманивающих веществ» |
1 |
0 |
1 |
0 |
ст. 19.16 КоАП РФ «Умышленная порча удостоверения личности гражданина (паспорта) либо утрата удостоверения гражданина (паспорта) по небрежности» |
0 |
2 |
1 |
0 |
Несовершеннолетние, нарушившие правила дорожного движения |
9 |
13 |
13 |
11 |
ст. 7.17 КоАП РФ «Уничтожение или повреждение чужого имущества» |
0 |
1 |
2 |
5 |
ст. 19.15 КоАП РФ «Проживание гражданина РФ без удостоверения личности гражданина (паспорта) или без регистрации» |
1 |
0 |
0 |
1 |
ст. 20.3 КоАП РФ «Пропаганда и публичное демонстрирование нацисткой атрибутики и символики |
1 |
0 |
0 |
0 |
ч.1 ст. 1.1 Закона Красноярского края «Об административных правонарушениях «Совершение действий, нарушающих тишину и покой окружающих» |
1 |
0 |
0 |
0 |
ст. 6.1.1. КоАП РФ «Побои» |
0 |
0 |
0 |
1 |
ст.7.27 КоАП РФ «Мелкое хищение» |
0 |
0 |
0 |
1 |
Итого |
147 |
99 |
98 |
93 |
Для своевременного выявления и организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и их семьями, находящимися в социально опасном положении ежеквартально проводятся межведомственные сверки списков несовершеннолетних, состоящих на различных видах учета в органах и учреждениях системы профилактики.
В целях повышения эффективности профилактики правонарушений несовершеннолетних, а также реабилитационно-восстановительной работы с несовершеннолетними, оказавшимися в конфликте с законом приняты постановления комиссии:
-
О мерах по укреплению межведомственного взаимодействия при реализации задач по профилактике безнадзорности и правонарушений с участием несовершеннолетних;
-
О деятельности субъектов профилактики Большемуртинского района по противодействию совершения противоправных деяний в отношении несовершеннолетних, профилактике насилия и жестокого обращения с детьми;
-
Об организации профилактической работы с семьями «группы риска» в учреждениях системы профилактики района.
Для оперативного реагирования и принятия профилактических мер по решению в районе созданы межведомственные рабочие группы для мониторинга ситуаций, связанных с правонарушениями, обусловленными межличностными конфликтами учащихся образовательных организаций, агрессивным общением в социальных сетях и группах с антиобщественной направленностью.
Проведено 2 семинара для специалистов системы профилактики района: «Современные формы работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в СОП»;
«Организация индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении».
Раздел 2. Наличие и состояние инфраструктуры для осуществления профилактики безнадзорности и правонарушений с участием несовершеннолетних
Система субъектов профилактики района представлена следующими учреждениями:
-
МКУ «Молодежный центр «Лидер» - 4 специалиста
-
15 общеобразовательных организаций (233 педагогов, в том числе социальных педагогов - 2, педагогов-психологов - 2);
-
отдел опеки и попечительства управления образования администрации Большемуртинского района – 2 специалиста;
-
отделение профилактической помощи семье и профилактике безнадзорности МБУ «Большемуртинский комплексный центр социального обслуживания населения» - (6 специалистов, в том числе социальных педагогов – 2);
-
психолог социально-реабилитационного отделения МБУ «Большемуртинский комплексный центр социального обслуживания населения»;
-
учреждения дополнительного образования: МКУ ДО «Большемуртинский Дом творчества» (414 ребенка, 34 творческих объединения), МБОУ ДО «Большемуртинская детская школа искусств (161 ребенок, 4 отделения), МКУ ДО «Большемуртинская детско-юношеская спортивная школа (431 детей, 5 отделений);
-
МКУ «Молодежный центр «Лидер» - 4 специалиста;
-
3 инспектора по делам несовершеннолетних ОП № 2 МО МВД России «Казачинский», 2 специалиста филиала по Большемуртинскому району БКУ УИИ ГУФСИН по Красноярскому краю;
-
районная больница (5 педиатрических участков, 5;
-
врача-педиатра, 5 медицинских сестер), в территориях сельских поселений 21 ФАП, их них 19 укомплектовано, 2 участка ОВП);
-
учреждения культуры района (23 клубных учреждений, 25 библиотек, музей) представлены 122 клубными формированиями для несовершеннолетних разной направленности, в которых заняты 1373 несовершеннолетних.
Важным ресурсом для проведения профилактической работы, а именно для организации занятости несовершеннолетних в свободное от учебы время являются спортивные сооружения, залы, площадки и т.д.:
-
3 тренажерных зала (ДЮСШ, Межово, В-Казанка);
-
4 хоккейных площадки (Б-Мурта - 2, Лакино, Межово);
-
17 спортивных залов (ДЮСШ, ОУ);
-
7 открытых спортивных площадок (Б-Мурта -3, Российка, Предивное, Раздольное, Таловка);
-
1 стадион;
-
9 спортивных клубов по месту жительства, занимаются 392 несовершеннолетних, развиваются виды спорта: лыжные гонки, хоккей, ринг-бенди, игровые виды спорта;
-
7 физкультурно-спортивных клубов при ОУ с охватом 768 обучающихся. Реализуются программы по игровым видам спорта: футбол, волейбол, баскетбол, настольный теннис, шахматам, шашкам, общефизической подготовке, туризму, фитнес-аэробика;
-
621 ребенка занимаются в базе объединений дополнительного образования школ.
В Большемуртинском районе созданы Советы профилактики в 12 сельских и поселковых администрациях, а также в каждом общеобразовательном учреждении (17).
Раздел 3. Организация выявления и учета несовершеннолетних и семей, находящихся в социально-опасном положении
Межведомственное взаимодействие субъектов системы профилактики района при выявлении и организации учёта регламентируется следующими документами:
-
«Инструкция о порядке взаимодействия органов и учреждений Большемуртинского района по обеспечению выполнения федерального закона от 24.06.1999 г. № 120-фз «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
-
«Регламент межведомственного взаимодействия при выявлении и первичной социализации несовершеннолетних, оказавшихся в условиях непосредственной угрозы их жизни и здоровью»;
-
«Порядок межведомственного информирования о случаях детского неблагополучия и взаимодействия в реагировании на факты чрезвычайных происшествий с участием несовершеннолетних на территории Большемуртинского района».
Мероприятия по выявлению и сопровождению семей/несовершеннолетних, находящихся в СОП, проводятся субъектами профилактики района в соответствии с «Положением о взаимодействии органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Большемуртинского района в организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними/семьями, находящихся в социально-опасном положении».
По состоянию на 01.01.2018 года на учете СОП состоит 15 семей, в них 29 детей (АППГ - 13 семей, в них 27 несовершеннолетних), а также 11 несовершеннолетних (АППГ - 15).
За 2017 год было выявлено и поставлено на учет СОП 19 семей (АППГ — 19), 19 несовершеннолетних (АППГ - 28).
В результате профилактической работы за 2017 год сняты с учета СОП:
-
17 семей (АППГ - 16), в том числе в связи с исправлением - 11 семей (АППГ - 13);
-
59 несовершеннолетних, (АППГ – 41), в том числе в связи с исправлением 37 несовершеннолетних (АППГ - 29).
Серьезной проблемой, связанной с ранним выявлением фактов семейного неблагополучия, является неинформирование органами здравоохранения субъектов профилактики о родителях, страдающих алкогольной или наркотической зависимостью, психическими заболеваниями, которые могут создать угрозу жизни и здоровья детей.
Раздел 4. Организация и проведение мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
По итогам 2017 г. состояние преступности с участием несовершеннолетних характеризуется снижением на 63,3% от общего количества совершивших преступлений и составляет – 11 (АППГ - 30).
Количество тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними осталось на уровне аналогичного периода прошлого года и составило 9 преступлений.
В отчетном периоде несовершеннолетними не совершено преступлений в состоянии алкогольного опьянения (АППГ – 3).
По итогам отчетного периода отмечается рост на 33,3% числа преступлений, совершенных несовершеннолетними в группе, таких преступлений совершено 4 (АППГ-3).
Структура подростковой преступности в 2017 году значительно не изменилась: несовершеннолетними совершено 1 преступление, предусмотренное ч.1 ст. 166 УК РФ, и 10 преступлений, предусмотренных ст. 158 УК РФ «кража».
Преступления совершили 6 несовершеннолетних (АППГ - 21), из которых трое ранее не вступали в конфликт с законом, на профилактических учетах не состояли, в поле зрения полиции не попадали. Остальные трое подростков состояли на профилактическом учете ПДН, двое за совершение ООД, один как условно- осужденный. В совершении 8 преступлений принимал участие один подросток, 4 преступления совершены в группе (АППГ-3), в том числе одно в смешанной группе со взрослым).
9 преступлений, совершены учащимися СОШ (АППГ - 6).
По итогам 2017 года на территории Большемуртинского района несовершеннолетними до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, совершено 4 общественно опасных деяния (АППГ-11). В совершении ООД приняли участие 4 подростка (АППГ-12). Все ООД совершены против собственности (ст. 158 УК РФ, ст. 167УК РФ, ст. 168УК РФ).
Статистика совершения несовершеннолетними правонарушений за 2011-2017 гг. представлена в таблице 2.
Таблица 2
Год |
Кол-во преступлений |
Количество участников преступлений |
Кол-во ООД |
Количество участников ООД |
||||
Всего |
из них повторно |
из них в состоянии алкогольного опьянения |
Групповые преступления |
Всего |
из них повторно |
|||
2011 |
14 |
19 |
2 |
1 |
7 |
14 |
14 |
1 |
2012 |
12 |
11 |
3 |
3 |
2 |
16 |
18 |
3 |
2013 |
16 |
14 |
2 |
2 |
1 |
16 |
18 |
0 |
2014 |
14 |
16 |
3 |
1 |
4 |
7 |
11 |
0 |
2015 |
12 |
17 |
0 |
1 |
2 |
13 |
14 |
1 |
2016 |
30 |
18 |
4 |
4 |
3 |
11 |
17 |
2 |
2017 |
11 |
6 |
2 |
0 |
4 |
4 |
4 |
0 |
Проводя анализ причин совершения преступлений несовершеннолетними, следует отметить, что одной из основных причин является:
-
отсутствие на должном уровне семейного воспитания и контроля со стороны родителей за поведением детей, особенно в вечернее время и ночное время;
-
отрицательное влияние окружения, в том числе и взрослых лиц;
-
гуманность уголовной политики в отношении несовершеннолетних, формирование у подростков чувства безнаказанности.
Доминирующими факторами поведения подростков, преступивших закон, является само отношение к закону, т.е. готовность его преступить и совершить преступление повторно, а также зависть, агрессия, жажда острых ощущений, конфликты с родителями, избыток свободного времени, и его плохая организация.
Раздел 5. Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства, насилия и жестокого обращения с детьми. Детская смертность от внешних причин
С целью выявления и решения проблем, возникающих у несовершеннолетних, защиты от различных форм насилия в семье, оказания консультативной помощи специалистами субъектов профилактики проводятся индивидуальные беседы для родителей. Родители, не должным образом исполняющие родительские обязанности привлекаются к административной ответственности. За 2017 год к ответственности за неисполнение обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию своих несовершеннолетних детей (ст. 5.35 КоАП РФ) привлечено 59 родителей.
Семьи, где родители оказывают на детей негативное влияние, либо жестоко относятся к детям, признаются комиссией находящимися социально опасном положении, в отношении их разрабатываются и реализуются программы индивидуально-профилактической работы.
В Большемуртинском районе функционируют Советы профилактики во всех 12 сельских и поселковых администрациях, а также в каждом общеобразовательном учреждении.
В состав Советов профилактики входят представители образовательных учреждений, специалисты социальной защиты населения, здравоохранения, сотрудники полиции, культуры, представители родительской общественности, ветераны.
Советы профилактики владеют ситуацией в поселении, контролируют условия проживания и воспитания детей, извещают специалистов системы профилактики о случаях неисполнения родителями своих обязанностей. Под особым контролем Советов профилактики находятся несовершеннолетние и семьи категории СОП.
Все Советы профилактики взаимодействуют с комиссией по вопросам профилактики правонарушений несовершеннолетних.
Ежегодно комиссией проводится районное родительское собрание.
Общая численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Большемуртинского района составляет 283 ребёнка (АППГ – 292).
Из них 56 – дети, у которых умерли единственный или оба родителя (АППГ - 54), 229 – дети, родители которых лишены или ограничены в родительских правах (АППГ – 237).
В 32 приёмных семьях воспитывается 61 ребенок (АППГ – 32/63).
В 81 семьях опекунов воспитывается 108 подопечных детей (АППГ – 88/118).
Под предварительной опекой находятся 7 детей, проживающих в 5 семьях (АППГ – 1).
Под надзором КГБУЗ СО «Большемуртинский дом-интернат для умственно отсталых детей», находятся 107 детей (АППГ – 108).
2 детей временно находятся в СРЦН (АППГ – 1).
За 2017 год выявлено 24 ребенка (АППГ – 19), оставшихся без попечения родителей, из которых 9 являются круглыми сиротами (АППГ-1).
17 детей переданы в семьи граждан (АППГ – 11), 5 детей возвращены в семью кровных родителей (АППГ – 5), 2 ребенка устроены под надзор в образовательную организацию (детский дом) (АППГ – 2).
1 ребенок усыновлен (АППГ – 1).
За 2017 год в Управление образования администрации Большемуртинского района, выполняющее функции по опеке и попечительству за заключением о возможности быть замещающим родителем обратились 9 граждан (АППГ - 14).
Крайней мерой воздействия на родителей, недолжным образом исполняющих обязанности по воспитанию, содержанию детей, является ограничение в родительских правах или лишение родительских прав.
В 2017 году лишены родительских прав 9 родителей (АППГ-12) в отношении 9 детей (АППГ-16).
Родителей ограниченных в родительских правах в 2017 году - 2 в отношении 2 детей (АППГ-0).
В 2017 году на территории Большемуртинского района зарегистрировано 23 преступления, совершенных в отношении несовершеннолетних (АППГ-20), потерпевшими по которым являются 23 несовершеннолетних (АППГ-20).
Из 23 преступлений - 5 насильственного характера (АППГ-12).
Общая структура преступности в отношении несовершеннолетних представлена следующим образом: преступлений против жизни и здоровья (ч.1 ст. 116 УК РФ-1; преступления, предусмотренные ст. 157 УК РФ (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей) - 18; против половой свободы и половой неприкосновенности несовершеннолетних (ст. 134УК РФ) - 2 преступления, (ст. 132УК РФ) -1., ст. 111 ч.4 УК РФ -1, ст. 168 УК РФ-1
Фактов совершения преступлений в отношении несовершеннолетних детей в приемных семьях на территории Большемуртинского района за 2017 год не зарегистрировано.
Ежеквартально на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав проводится анализ жестокого обращения с детьми, устанавливаются причины и условия совершения преступлений в отношении несовершеннолетних. Принимаются меры по их устранению.
В целях выявления жестокого обращения с детьми, фактов семейного неблагополучия, несовершеннолетних, по утвержденному комиссией графику в выходные и праздничные дни регулярно проводятся рейды по неблагополучным семьям и в местах скопления молодежи (дискотеки, кафе). Информация о рейдовых мероприятиях 25 числа каждого месяца поступает в комиссию, анализируется, по фактам неблагополучия детей и семей принимаются решения. В течение 2017 года субъектами профилактики проведено 241 рейдовое мероприятие (АППГ - 301).
С целью выявления и решения проблем, возникающих у несовершеннолетних, защиты от различных форм насилия в семье, оказания консультативной помощи инспекторы ПДН ОП №2 МО МВД России «Казачинское» в образовательных учреждениях района проводят беседы с родителями и детьми. Проведено 150 встреч с родителями и детьми, на которых обсуждались вопросы предупреждения развития конфликтных ситуаций в семье и на улице.
В 15 образовательных организациях созданы службы медиации (примирения), целью деятельности которых является содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов восстановительного правосудия.
За период с сентября 2016 г. по декабрь 2017 г. зафиксировано 34 обращения в службы медиации района, из них 9 обращений учителей, 25 обращений учеников. Все обращения зафиксированы социальным педагогом, рассматривались на заседании ШСМ, были даны рекомендации ученикам, учителям и родителям, конфликты разрешены, стороны примирились.
Образовательные организации Большемуртинского района проводят профилактические мероприятия с семьями, в которых допускается или есть риск жестокого обращения с детьми: 82 беседы с родителями «Вопросы воспитания детей без насилия и предупреждение жестокости»; родительские собрания, такие как «Мир начинается с детства», «Агрессия, ее причины и последствия», «Поощрения и наказание детей в семье» «Как уберечь ребенка от насилия», с охватом 456 родителей; тематические классные часы «Давайте быть добрее», «Добро против насилия», «Разрешение конфликтов без насилия»; конкурсы рисунков «Мы за счастливое детство»; анкетирование родителей «Методы воспитания в семье»; круглый стол: «Современные увлечения молодежи».
Специалисты МБУ «БКЦСОН» проводят выездные мероприятия в поселения района для родителей и детей: тренинги «Добро в каждом сердце»; дискуссии «Воспитание без наказания», «Жестокость в отношении детей-опасность для общества». Проводятся заседания семейного клуба «Доверие», «Счастливы родители-счастливы дети».
Комиссией принято постановление деятельности субъектов профилактики Большемуртинского района по противодействию совершения противоправных деяний в отношении несовершеннолетних, профилактике насилия и жестокого обращения с детьми. Во исполнение решения комиссии, в целях предупреждения случаев жестокого обращения с детьми МБУ «БКЦСОН» разработана комплексная программа «Профилактика семейного неблагополучия на 2018 год» с привлечением к работе с семьей психологов, педагогов, работников здравоохранения, сотрудников полиции.
В 2017 году от внешних причин умер 1 несовершеннолетний (АППГ – 1), не допущено случаев младенческой смертности. (АППГ-2).
В районе разработан и реализуется оперативный план профилактических мероприятий, направленных на снижение смертности от внешних причин.
Раздел 6. Обеспечение мер по профилактике правонарушений и иных преступлений, в том числе самовольных уходов
За истекший период 2017 года несовершеннолетними совершено 12 фактов самовольных уходов, (АППГ-8), из них из дома- 3 (АППГ-6), из гос. учреждений -9 (АППГ-2).
По каждому факту самовольного ухода проводится проверка, устанавливаются причины и условия, способствующие самовольному уходу из семьи.
К несовершеннолетним, совершающим самовольные уходы и их родителям (законным представителям) принимаются различные меры профилактического характера (проведение профилактических бесед, заслушивание на заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, направление информации в органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних).
9 уходов совершили трое подростков-воспитанников психоневрологического интерната для детей «Родничок» (два из которых совершили повторные уходы). Директор психоневрологического интерната для детей «Родничок» был дважды заслушан на заседании комиссии, в вышеуказанное учреждение направлено представление об устранении причин и условий самовольных уходов детей из государственного учреждения.
Раздел 7. Формирование здорового образа жизни детей: организация мер по профилактике употребления несовершеннолетними психоактивных веществ
На территории Большемуртинского района по состоянию на 01.01.2017 г. проживает 3633 несовершеннолетних, из них в возрасте с 14 до 18 лет - 752.
По итогам 2017 г. количество несовершеннолетних, замеченных в употреблении спиртных напитков, уменьшилось и составило 6 человек (АППГ-8).
К административной ответственности, предусмотренной ст.20.20. КоАП РФ "Потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах» – 2 (АППГ -1);
ст. 20.21 КоАП РФ «Появление в общественных местах в состоянии опьянения» в 2017 год привлечено 2 несовершеннолетних (АППГ –1),
3 родителя привлечены к административной ответственности, предусмотренной ст. 20.22 КоАП РФ «Нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних, потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ» (АППГ- 6).
Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Большемуртинского района в 2017 году приняты постановления:
-
О принятии дополнительных мер по предупреждению антиобщественных действий несовершеннолетних, связанных с употреблением ПАВ;
-
О дополнительных мерах по формированию здорового образа жизни несовершеннолетних, профилактике употребления психоактивных веществ.
В соответствии с решениями комиссии в образовательных учреждениях района, в молодежном центре «Лидер» разработаны и реализуются программы профилактики пагубных привычек, алкогольной и наркотической зависимости, обеспечен максимальный охват детей и подростков группы риска.
В Большемуртинском районе ведется системная работа по формированию здорового образа жизни несовершеннолетних, профилактике употребления психоактивных веществ, в которой принимают участие специалисты всех субъектов профилактики.
Во всех образовательных учреждениях района проведена акция «Спорт – альтернатива пагубным привычкам», в которой приняли участие 1796 учащихся образовательных учреждений района. В рамках этой акции проведено 127 мероприятий.
768 детей занимаются различными видами спорта в 7 физкультурно- спортивных клубах района.
Для всех возрастных групп учащихся проведены беседы на темы: «Мы за здоровый образ жизни», «Береги здоровье смолоду!», «Курить – здоровью вредить!», «Молодёжный образ жизни», «Привычки и здоровье»; демонстрация документального фильма «10 причин, по которым не стоит пробовать наркотики»; интернет-урок антинаркотической направленности, где учащиеся получили памятки о сайте, где расположен материал антинаркотической направленности «Имею право знать».
Проведен Семинар «Профилактика употребления ПАВ» с привлечением специалистов КГБУЗ «Красноярский краевой наркологический диспансер №1»:
-
для подростков группы риска с охватом 92 учащихся;
-
для специалистов субъектов профилактики с охватом 36 человек.
Раздел 8. Организация занятости несовершеннолетних, находящихся на профилактических учетах (в т.ч. СОП)
По состоянию на 01.01.2018 года на профилактических учетах в субъектах профилактики состоит:
165 семей, в них 382 несовершеннолетних, в том числе:
-
в образовательных организациях 11 семей, в них 11 детей;
-
в учреждениях социальной политики 59 семей, в них 130 детей;
-
в медицинских организациях 82 семьи, в них 214 детей;
-
в ОП № 2 МО МВД «России «Казачинский» 13 семей, в них 27 детей.
574 несовершеннолетних, в том числе:
-
в образовательных организациях 43;
-
в учреждениях социальной политики 130;
-
в ОП № «МО МВД России «Казачинский» 13;
-
в медицинских организациях 214.
В течение 2017 года на учете несовершеннолетних, находящихся в СОП, состояло 99 несовершеннолетних (АППГ - 111), в том числе 63 детей, проживающих в семьях СОП (АППГ - 62).
В системе дополнительного образования в 2017 году было занято 26 (22%) несовершеннолетних категории СОП (АППГ- 20), «группы риска» - 112 человек (АППГ – 103).
Регулярно занимаются физической культурой и спортом 31 (26%) несовершеннолетний категории СОП (АППГ – 12), группы риска - 164 (АППГ – 158).
Культурно-досуговые мероприятия регулярно посещают 36 несовершеннолетних категории СОП (АППГ- 39), «группы риска» - 469 человек (АППГ – 458).
Постоянными читателями библиотеки являются 10 несовершеннолетних категории СОП (АППГ- 11), «группы риска» - 196 человек (АППГ – 195).
Организация работы по трудоустройству несовершеннолетних, детей из семей, находящихся в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации осуществляется при взаимодействии с центром занятости населения в рамках предоставления государственной услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в период летних каникул. В 2017 году трудоустроено 154 (АППГ - 135) подростков, в т.ч. за счет краевого бюджета – 90 (АППГ - 85); за счет местного бюджета – 63 (АППГ - 50), в т.ч. несовершеннолетних, состоящих в СОП – 3 (АППГ - 5).
Количественные показатели, а также формы организации занятости несовершеннолетних, в том числе категории СОП за 2014-2017 годы представлены в таблице 3.
Таблица 3
Занятость несовершеннолетних в летний период
№ |
Форма отдыха |
Единица измерения |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 |
1 |
Лагерь с дневным пребыванием детей |
всего/СОП |
591/12 |
591/12 |
406/12 |
406/13 |
2 |
Загородные лагеря |
всего/СОП |
118/10 |
76/10 |
100/10 |
102/11 |
3 |
ТОС |
всего/СОП |
132/7 |
119/3 |
135/5 |
168/5 |
4 |
Походы |
всего/СОП |
690/4 |
690/4 |
720/38 |
716/12 |
5 |
Реализация проекта «Гео-декор» |
всего/СОП |
240/6 |
240/6 |
216/10 |
215/9 |
6 |
Культурно-досуговые мероприятия |
всего/СОП |
91/9 |
123/11 |
547/56 |
458/37 |
Раздел 9. Современные формы в сфере защиты прав детей их безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (перечислить и привести примеры)
Во исполнение координирующей роли комиссий в районе внедрены и реализуются восстановительные технологии, методики, формы работы, в их числе:
-
технология межведомственного ведения случая в работе с семьями и детьми, находящимися в группе социального риска, в том числе в социально опасном положении;
-
медиативные технологии;
-
технологии социально-психологического сопровождения несовершеннолетних, оказавшихся в конфликте с законом;
-
технологии организации занятости и досуга несовершеннолетних с учетом их интересов и потребностей и т.д.
В 15 образовательных организациях созданы службы медиации (примирения). Целью деятельности службы является содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов восстановительного правосудия.
За период с сентября 2016 г. по декабрь 2017 г. зафиксировано 34 обращения, из них 9 обращений учителей, 25 обращений учеников. Все обращения рассматривались на заседании ШСМ, были даны рекомендации ученикам, учителям и родителям, конфликты разрешены, стороны примирились.
Управлением образования администрации района с целью организации обмена опытом организовано проведение районного фестиваля школьных служб медиации.
Анализ деятельности школьных служб медиации показывает, что преимущественно медиаторы работают с педагогическими конфликтами «учитель - ученик» или межличностными конфликтами «ученик- ученик», возникающими из-за отсутствия взаимопонимания, в связи с борьбой за лидерство, или же в процессе выполнения общественной работы.
С целью ранней социализации несовершеннолетних, в том числе проживающих в семьях СОП, в районе открыты 8 консультационных пунктов на базе детских садах. За истекший период зарегистрировано более 80 обращений
Ведется мониторинг подростков, незанятых учебой и трудом. С несовершеннолетними данной категории работают специалисты молодежного центра: сбор характеризующего материала, посещение с целью знакомства на дому, индивидуальный подбор мероприятий, объединений по интересам. Из 9 незанятых трудом и учебой подростков 2 – постоянные участники мероприятий молодежной политики, 5 временно трудоустроены.
Социально-реабилитационная работа с несовершеннолетними и семьями организуется с применением технологии «ведения случая». В 2017 году назначено комиссией 67 кураторов, закрепленных на несовершеннолетними/семьями, находящимися в СОП. (АППГ-84). Из них специалисты сферы образования составляют 32 (АППГ – 35), учреждений социального обслуживания – 22 (АППГ – 32), ПДН ОП № 2 МО МВД России «Казачинское» - 1(АППГ – 2)), молодежной политики –6 (АППГ –8 ), опеки и попечительства – 5 (АППГ – 6), сельских советов -1 (АППГ-1)
Раздел 10. Организация и проблемы (недостатки) межведомственного взаимодействия, по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав
Межведомственное взаимодействие субъектов системы профилактики района регламентируется следующими документами:
Инструкция о порядке взаимодействия органов и учреждений Большемуртинского района по обеспечению выполнения Федерального закона от 24.06.1999 г. № 120-фз «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
Регламент межведомственного взаимодействия при выявлении и первичной социализации несовершеннолетних, оказавшихся в условиях непосредственной угрозы их жизни и здоровью;
Порядок межведомственного информирования о случаях детского неблагополучия и взаимодействия в реагировании на факты чрезвычайных происшествий с участием несовершеннолетних на территории Большемуртинского района.
К проблемам межведомственного взаимодействия следует отнести несвоевременное предоставление информации субъектами профилактики в комиссию.
В некоторых случаях, наблюдается предоставление недостоверной либо устаревшей информации.
В районе имеются проблемы по обмену информацией с органами здравоохранения. Однако на федеральном уровне законодательно определена тайна по сведениям, касающимся всех заболеваний.
Раздел 11. Приоритетные направления деятельности на 2017 год
В 2017 году реализован комплекс мер, направленных на защиту прав несовершеннолетних, профилактику их безнадзорности и правонарушений с участием несовершеннолетних, устранение недостатков в организации профилактической деятельности, совершенствование межведомственного взаимодействия
На заседаниях комиссии рассмотрены актуальные вопросы в сфере профилактики подростковой преступности, защиты прав детей и обеспечения их безопасности.
Принимаемые меры позволили достичь положительных результатов в сфере борьбы с подростковой преступностью, профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, не достигших возраста привлечения к уголовной ответственности:
-
снижение преступлений с участием несовершеннолетних;
-
снижение количества ООД;
-
снижение числа несовершеннолетних, совершивших правонарушения;
-
увеличение числа несовершеннолетних, выведенных из СОП в связи с устранением причин и условий способствующих безнадзорности, правонарушениям или антиобщественным действиям несовершеннолетних.
Однако остаются проблемы, сопряженные с:
-
организацией выявления и учета фактов детского и семейного неблагополучия на ранних его этапах;
-
увеличением количества правонарушений, совершаемых учащимися образовательных организаций;
-
предупреждением повторных и групповых правонарушений несовершеннолетних, приобщением их к криминальной субкультуре;
-
организации работы по профилактике самовольных уходов несовершеннолетних;
-
осуществлением межведомственного взаимодействия при проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, ориентированной на качественный результат.
С учётом достигнутых результатов в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних и защиты прав детей, имеющихся проблем детского и семейного неблагополучия, а также недостатков в организации межведомственного взаимодействия органов и учреждений районной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних приоритетными направлениями на 2018 год определены:
-
принятие дополнительных мер по предупреждению групповых правонарушений несовершеннолетних;
-
разработка и внедрение в практику деятельности образовательных организаций района новых, более эффективных мер по предупреждению правонарушений учащимися школ района;
-
внедрение инновационных технологий работы с несовершеннолетними и семьями;
-
внедрение восстановительных медиативных технологий в деятельность органов и учреждений системы профилактики;
-
организация непрерывного информационно-методического сопровождения, профессиональной подготовки и повышения квалификации специалистов, применяющих технологии межведомственного ведения случая, раннего выявления детского и семейного неблагополучия, восстановительные технологии, обучения их методам профилактики криминальной субкультуры в подростковой среде;
-
совершенствование способов и методов предупреждения правонарушений и иных антиобщественных действий несовершеннолетних посредством формирования целостной системы занятости подростков, правового их воспитания, нравственного и духовного развития.