Большемуртинский
район Официальный сайт

Вопрос администрации


Программа поддержки местных инициатив


портал госуслуг



Храмы, которые мы потеряли

Эх, время… Всех расставило по полкам,
Ломая по горячке все подряд…
Церквушка, даже маленьким осколком
Не сохранилась. Кто тут виноват…

С введением христианства на Руси началось строительство культовых сооружений - храмов, «домов Господа». На 1908 год в России насчитывалось 51959 храмов и 20610 часовен русской православной церкви. Осваивая Сибирь, русские несли на новые земли свой уклад жизни, традиции, веру. К 1917г. на территории современного Красноярского края действовало 530 храмов.

В Большемуртинской и Еловской волостях было восемь церквей.

Больше-Муртинская Михайло-Архангельская церковь

с. Больше-Муртинское. В с. Большемуртинском каменная однопрестольная церковь во имя Архистратига Михаила, начата постройка в 1846, а освящена в 1858 г. К приходу относились часовни в д. Малокантатской (подновлена в 1853г. по усердию отставного солдата Феодосия Ковальского без разрешения духовного начальства) и д. Айтатской. 20 ноября 1854г. священником назначен Никандр Петрович Соловьев, дьяческий сын, по окончании курса ученья в Тверской духовной семинарии. С 1884г. при церкви существовала церковно-приходская школа. Причт церкви состоял из священника и псаломщика. В документах находим сведения, датируемые январем 1898г. Крестьянский сход Большемуртинского сельского общества Еловской волости Красноярского округа Енисейской губернии, состоящий из 71 домохозяина, имеющего право голоса, выбрал трапезником на первое полугодие Гордеева Андрея Осиповича, имеющего полное домохозяйство. 24 марта 1898г. заведующий церковно-приходской школы священник Иоаким Алексеев обращается в Енисейский епархиальный училищный Совет с просьбой, дать вспомоществование школе в размере 200 рублей на перенос здания школы из низины на расстояние 8 сажень от церкви и его ремонт. 17 июля 1901г. в Большой Мурте было создано церковно-приходское попечительство, которое ставило задачи улучшения приходского храма и школы.

Подъемская Богородицкая (Введенская) церковь

с. Подъемное. Церковь построена в 1817 г., каменная, с двумя престолами, в честь Живоначальной Троицы и в честь Введения во храм Богоматери. В д. Тигине имелась часовня, построенная в 1801г., строился молитвенный дом. Были часовни в д.Комаровой (построена в 1825г.) и в д. Предивной (построена в 1821г.). Церковь в Береговой Подъемной была одной из лучших в районе. Свято Введенский приход открыт в 1801г., к нему были приписаны жители Большой Мурты, пока в 1845г. не появился свой приход.

Еловская Пророко-Ильинская церковь

с. Еловское. Церковь деревянная однопрестольная во имя св. Пророка Ильи, освящена 11 мая 1859г. Молитвенный дом в д. Бартат (построен вместо часовни сгоревшей в 1898г.), часовни в деревнях Силиной, Солдатовой и Дубровинской. Дошло до нас имя священника Василия Евтихмева (1858г.).

Юксеевская Покровская церковь

с. Юксеево. Исследователь Сибири Миллер упоминал строительство церкви еще в 1735г. Церковь каменная, однопрестольная, в честь Покрова Пресвятой Богородицы, построена в 1798 году вместо существовавшей прежде деревянной церкви. Часовня в д. Пакуль (с 1820, в 1913 году выстроена новая обширная часовня во имя Святителя Николая) и д. Мингуль (с 1810г.). С 1744 по 1892 г. в Юксеевском приходе непрерывно служил род священников Тыжновых, другие члены причта происходили из того же рода.

Межовская Космо-Домиановская церковь

с. Межово. В архиве церковь Космо-Домиановская церковь, но в описании епархий от 1916 года в с. Межовское указана Межовская Михайло-Архангельская.

Минская Богородице-Казанская церковь

с. Минское. Церковь деревянная, однопрестольная, в честь Казанской иконы Божьей Матери, построена в 1913г.

Крутинская Богородице-Казанская церковь

с. Крутинское. Церковь деревянная, однопрестольная, в честь Казанской иконы Божьей Матери, построена в 1912г.

Отрадненская Троицкая церковь

с. Отрадненское. Церковь деревянная, однопрестольная, в честь Троицы, построена в 1915г.

Наличие церкви давало поселению статус села. Храм был сосредоточением всего, что происходило в приходе. Велись метрические книги, куда записывались данные о рождении, смерти, регистрации браков. Позже при церквях появились церковно-приходские школы, дававшие крестьянским детям начальное образование.

С приходом к власти большевиков, на церковь и священнослужителей обрушились гонения. К 1935г. храмов в Советской России осталось 25 тысяч, а после витка гонений второй половины 30-х годов только 3 тысячи. Половина из них приходилась на вновь присоединенные земли: Прибалтика, Западная Белоруссия, Западная Украина. Современники, наблюдая происходившие в то время события, отмечали, что революционное движение народа принимало уродливые формы, выливалось в озлобление, насилие и дикий разбой. Позиция Советской власти относительно Православной Церкви с самого начала отличалась крайней агрессивностью. Первыми советскими декретами, Декларацией прав народов и Конституцией РСФСР национализировались её земли, служители лишались избирательных прав, а сама она отторгалась из сферы гражданской и государственной жизни. Енисейская деревня, где было сосредоточено почти миллионное и наиболее верующее население губернии, в основном продолжала жить согласно своим религиозным традициям. В то же время сибирские крестьяне были не столь религиозными, как в европейской России, а местные священники, хотя среди них находились лица с разной степенью почитания в обществе, часто являлись еще и носителями более высокой культуры, которые стремились к нравственному и культурному развитию своей паствы. Находясь на содержании верующих, они в постреволюционное время оказались одной из социально незащищённых категорий населения. Отрицание религии в традиционно верующей стране происходило на удивление очень быстро. В отношении к религии крестьяне часто руководствовались соображениями утилитарного характера – нежеланием тратиться на содержание церкви, возможностью в условиях падения жизненного уровня поправить за её счёт своё материальное положение. В то же время некоторые коммунисты продолжали держать в своих избах иконы, а некоторые – следовать в быту церковным обычаям. Так, например, при проверке состояния комячейки с. Большая Мурта в апреле 1923 г. выяснилось, что при отрицательном отношении к местному священнику, некоторые ее члены иконы все же сохраняли. В марте 1927 г. были зафиксированы три случая церковного венчания комсомольцев в с. Еловское. Определённую категорию сельского населения составляла молодёжь, демобилизованная и вернувшаяся из Красной армии безбожниками. Комсомольцы, одержимые идеей строительства социализма в кратчайшие сроки, также наиболее активно ломали вековые устои деревни. В с. Айтат комсомольцы в 1925 г., напившись в престольный праздник, устроили драку, избили беременную женщину и открыли стрельбу по церкви. В ноябре того же года в с. Большая Мурта по инициативе священника состоялся диспут на тему «Есть ли у человека душа?», в котором доводы его оппонентов – местных коммунистов оказались более убедительными. Население таким результатом диспута осталось довольно.

Ревностно подошли к борьбе с «опиумом для народа» в нашем районе. Иконы, церковные книги шли в топку, церкви использовали как складские помещения, зернохранилища. В 1936 году взорвали церковь в Большой Мурте. Ее кирпичи использовали для строительства машинно-тракторной станции. На церковном дворе, где хоронили священников и членов их семей, разбили парк отдыха. В Береговой Подъемной церковь была окончательно разрушена в середине 40-х годов. Кирпичи использовали для строительства сушилки в Юксеево. Сведения о времени разрушения других церквей и часовен утрачены. Добросовестных исполнителей, возможно, даже наградили. К настоящему времени в районе из старых храмов сохранилась только полуразрушенная церковь в деревне Минск. Как говорится, ломать – не строить.

С.А. Маматова, директор
Большемуртинского краеведческого
музея
Большая Мурта
Здание церкви в Минске
с. Межово. 1949-1950гг. Церковь. Раченков Андрей Ильич
Церковь в Б-Подъёмной
Юксеево. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы