Большемуртинский
район Официальный сайт

Вопрос администрации


Программа поддержки местных инициатив


портал госуслуг



О работе с семьями, находящимися в социально-опасном положении

Семья – ведущий и неизменный фактор социализации личности. Основными критериями оценки способности ее выполнять свои функции являются позитивные межличностные отношения, эмоционально-психологическая совместимость членов семьи, глубокая и взаимная симпатия, принципиальное единство их интересов и ценностных ориентаций.

В соответствии со ст. 54 Семейного кодекса РФ каждый ребенок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение интересов, всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства. При отсутствии родителей, лишении их родительских прав или в иных случаях право воспитания ребенка обеспечивается органами опеки и попечительства. Вместе с тем есть семьи, которые по разным причинам не выполняют своих воспитательных функций, что прямо или косвенно способствует формированию у детей аморальных, а подчас и противоправных ориентаций.

Согласно ст. 65 СК РФ родители (лица их заменяющие) не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое обращение, унижающее человеческое достоинство, оскорбление или эксплуатацию детей. Родители, не выполняющие свои обязанности, либо использующие методы воспитания в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке (ст. 5.35 КоАП РФ, ст. 156 УК РФ и другим статьям).

Из семей, обладающих теми или иными криминогенными характеристиками, следует особо выделить неблагополучную семью, т.е. такую, где асоциальный или антисоциальный образ жизни лиц, связанных отношениями брака, родства, а также любой другой формой воспитания детей, способен формировать у ее несовершеннолетних членов аморальные, противоправные черты личности, цели и способы реализации потребностей, т.е. антиобщественную направленность личности. Культивируемые в такой семье нормы, обычаи, ценности в форме определенного опыта как бы «по наследству» передаются следующими поколениями, которые вслед за своими предшественниками воспроизводят их в процессе своего формирования и развития.

В формировании личности важное значение имеет социальная среда. Несомненно, главная роль в этом формировании принадлежит семье. Семья, включая детей в свою психологическую структуру, обеспечивает тем самым их первичную, но чрезвычайно важную социализацию, т.е. «через себя» вводит их в структуру общества.

Обследования неблагополучных семей показало, что почти две трети родителей сами воспитывались в нравственно и социально неблагоприятных семейно-бытовых условиях, аналогичных тем, в которых затем стали находиться их дети; при этом почти каждый второй из указанных родителей формировался в неполной и одновременно нравственно неблагополучной семье. Соответствующие условия во многом предопределяли искаженное развитие личности. У трети родителей из обследованных неблагополучных семей констатировались ранний алкоголизм, неспособность сопротивляться соблазнам в результате отсутствия контроля за поведением – попадание под влияние преступной среды.

Практика показывает, что своевременная нейтрализация, последовательная профилактика семейного неблагополучия, так же как и изъятие из-под его влияния, помещение их в нормальные условия воспитания, обеспечивает возможность правильного формирования личности, предупреждения преступлений и иных правонарушений несовершеннолетних.

В соответствии с требованиями Статьи 21. Федерального Закона № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел проводят индивидуальную профилактическую работу:

  • в отношении родителей или иных законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;

(в ред. Федерального закона от 01.12.2004 N 150-ФЗ)

  • других родителей или иных законных представителей при необходимости предупреждения совершения ими правонарушений и с согласия начальника органа внутренних дел или его заместителя;

В ходе проведения индивидуальной профилактической работы с родителями, отрицательно влияющими на детей, должностные лица ПДН осуществляют мероприятия по оздоровлению обстановки в семье, прекращению отрицательного влияния родителей на детей.

В этих целях должностные лица ПДН:

  • Разъясняют родителям, отрицательно влияющим на детей, последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения ими своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию детей, отрицательного влияния на поведение детей либо жестокого обращения с ними.
  • Выясняют образ жизни и намерения родителей, отрицательно влияющих на детей, путем посещения семьи по месту жительства, изучения характеризующих материалов, проведения бесед с представителями органов и учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты населения, иными лицами.
  • Решают, во взаимодействии с другими органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, вопросы организации обучения, труда.

На сегодняшний день на профилактическом учете ПДН ОП МО МВД России «Казачинский» состоит 13 родителей, не исполняющих обязанности по воспитанию, содержанию и обучению несовершеннолетних (АППГ-12),

Родители, семья, детство определяют воспитание человека его дальнейшую жизнь, формируют его нравственные и психологические качества. Специфика и необходимость семейного воспитания состоит, прежде всего, в том, что оно более эмоционально по своему характеру, чем любое другое, поскольку осуществляется через родительскую любовь к детям и их ответные чувства (привязанность, доверие). Ребенок, особенно в раннем возрасте, больше предрасположен к воздействию семьи, чем к любому другому. Именно в ней он бессознательно ищет защиты, именно семья помогает ребенку обрести уверенность в себе, свое место в жизни. Семья постепенно приобщает ребенка к социальной жизни и поэтапно расширяет его кругозор и опыт.

Инспектор ПДН ОП МО
МВД России «Казачинский»
капитан полиции
М.Е. Никулина